11 декабря 2019, среда, 09:55

Насекомое длиной всего 1 миллиметр спасет капусту от африканского клопа

Сцелионида вида Idris elba
Elijah J. Talamas

Ученым из Канады, Мексики и США удалось обнаружить насекомое, способное справиться с опасным инвазивным вредителем, повреждающим растения из семейства крестоцветных. Это небольшое перепончатокрылое из семейства сцелионид (Scelionidae), откладывающее свои яйца в яйца вредителя.

Африканский клоп баграда (Bagrada hilaris) был впервые обнаружен в Северной Америке в 2008 году в окрестностях Лос-Анджелеса. С тех пор он широко распространился на юго-западе США и проник в Мексику, был замечен также в Чили и в Индии. Основными кормовыми растениями для этого клопа служат различные разновидности капусты, не отказывается он и от других культурных крестоцветных, например, репы или горчицы. Меры по предотвращению распространения клопа оказались безуспешными. Обеспокоенные ученые попытались найти естественного врага клопа баграды — хищника или паразита, специализирующегося именно на этих клопах.

Успеха добились Рефугио Ломели-Флорес (Refugio Lomeli-Flores) и его коллеги, обнаружившие в мексиканском штате Гуанахуато насекомых длиной всего 1 миллиметр, которые откладывали яйца в яйца клопа баграды. Энтомологи определили, что эти насекомые принадлежат к роду Idris, описанному еще в 1856 году и содержащему более трехсот видов. Все представители этого рода используют в качестве среды для выращивания своего потомства чужие яйца, но ранее описанные виды паразитировали исключительно на яйцах различных пауков. Тем не менее генетик из Канады Тара Гариепи (Tara Gariepy) сопоставила ДНК взрослых насекомых с образцами, выделенными из яиц клопов, и подтвердила их идентичность. Специалист по таксономии перепончатокрылых Элайджа Таламас (Elijah Talamas), работающий в коллекции членистоногих штата Флорида, установил, что исследователи имеют дело с новым видом. Ученые исключают возможность занесения паразита из Африки вместе с клопом баградой. Они считают более вероятным, что способность паразитировать на яйцах клопа обнаружилась у одного из мексиканских видов случайно.

Открытый в штате Гуанахуато вид получил название Idris elba. Хотя в своей статье исследователи утверждают, что видовой эпитет elba представляет собой «произвольную комбинацию букв, которая может рассматриваться как существительное», нельзя не вспомнить, что Идрис Эльба — британский киноактер, известный исполнением роли Хеймдалла в фильмах о супергероях вселенной Marvel («Тор», «Тор 2: Царство тьмы», «Тор: Рагнарек», «Мстители: Эра Альтрона» и «Мстители: Война бесконечности»).

Описание открытого вида опубликовал Journal of Hymenoptera Research.