16 декабря 2019, понедельник, 01:19

Около тысячи лет назад на берега Аравийского полуострова обрушилось сильное цунами

Геолог Клаус Райхертер (Klaus Reicherter) осматривает валун
Gosta Hoffmann/Uni Bonn

Экспедиция немецких геологов, работающих на побережье султаната Оман, обнаружила следы масштабного цунами, которое произошло около тысячи лет назад.

В XX веке в восточной части Аравийского полуострова были отмечены несколько сравнительно крупных цунами. Последнее из них произошло в 2013 году, а самое крупное – в 1945 году, но даже тогда ущерб был не очень большим. Высота приливной волны достигала лишь трех метров. Расчеты ученых показывают, что тысячу лет назад на берег обрушилась волна высотой до 15 метров.

Геологи из Бонна, Иены и Аахена разыскивали следы цунами на участке побережья протяженностью 200 километров. «Здесь мы выявили 41 большой валун, который, по-видимому, был перенесен от берега под действием силы воды», — объясняет Гёста Хоффманн (Gösta Hoffmann) из Института наук о Земле при Боннском университете. Некоторые из этих валунов образовались, когда цунами разрушило прибрежные утесы. Для самого крупного валуна весом около ста тонн геологи смогли определить точное место, откуда он откололся. На других валунах сохранились остатки прикрепившихся к ним морских моллюсков, которые не могли быть встречены на суше.

Примерное время, когда произошло цунами, определили методом оптически стимулированного люминесцентого датирования, который позволяет установить, когда содержащиеся в горной породе кристаллы кварца в последний раз освещались солнцем. Естественное радиоактивное излучение, которое есть в любом месте, вызывает в кристаллических решетках дефекты, вызванные захватом дополнительных электронов. Когда же кристалл попадает на свет, то под действием световых волн эти электроны высвобождаются и возникает люминесценция. Ее интенсивность зависит от числа накопленных в кристаллах электронов, а оно определяется временем, которое кристалл провел в темноте. Проведя целый ряд измерений, ученые получили возраст около тысячи лет. Он хорошо согласуется с датировкой фрагментов керамических сосудов, найденных в тех же слоях, что и следы цунами.

Цунами в Аравийском море становятся следствием взаимодействия Аравийской и Евразийской тектонических плит. Они движутся навстречу друг другу со скоростью около четырех сантиметров в год. Во время этого процесса одна плита скользит под другую. Иногда они застревают в этой зоне, и это вызывает напряжение, которое может усиливаться в течение многих лет и десятилетий. Если потом напряжение резко ослабевает от сильного толчка, столб воды над плитами начинает двигаться, и это может привести к чрезвычайно разрушительным волнам, характерным для цунами.

Гёста Хоффманн говорит, что остается неясным, насколько свободно двигаются сейчас эти плиты. Событие 1945 года имело локальные последствия, но находка следов крупного цунами показывает, что эффект может проявляться и в очень больших масштабах. Поэтому геолог считает важным создание в этом регионе системы раннего предупреждения о цунами. В таком случае у жителей побережья будет около получаса на эвакуацию при приближении гигантской волны.

Исследование опубликовано в журнале Marine Geology.