Большой клюв помогает птицам топоркам охлаждаться во время полета

Ученые из канадского Университета Макгилла и Калифорнийского университета в Дэйвисе установили, что массивные клювы у птиц топорков помогают им отводить излишнее тепло, вырабатываемое организмом во время полета.

Топорки, или топорики (Fratercula cirrhata), гнездятся крупными колониями на побережьях северной части Тихого океана. В России они встречаются на Камчатке, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Размером они примерно с ворону. Птиц отличает массивный высокий клюв красного цвета. Основной пищей им служит мелкая рыба, на кормежку топорки улетают в открытое море.

Авторы исследования использовали для наблюдений за возвращающимися из полета топорками тепловизорные камеры, которые фиксировали выделяемое птицами тепло. В течение 30 минут после приземления температура клювов топорков падала на 5 °C (с 25 °C до 20 °C), в то время как тепло, исходящее от их спины, почти не изменялось. На клюв приходилось 10–18 % от общего теплообмена, хотя его площадь равна всего 6 % от общей площади тела птицы.

По словам профессора Университета Макгилла Кайла Эллиота (Kyle Elliott), клювы стали эволюционным приспособлением для охлаждения птицы в полете. Во время полета энерговыделение у птиц значительно возрастает. Как показали исследования толстоклювой кайры, родственной топоркам птицы, в полете расход ее энергии в 31 раз выше, чем в состоянии покоя. Это создает значительное количество тепла. Ведущий автор работы Ханнес Шрафт (Hannes Schraft) говорит, что кайры и, по-видимому, топорки выделяют в полете столько же тепла, сколько включенная лампа накаливания.

Тело птицы хорошо изолировано благодаря перьям (это необходимо топоркам, когда они ныряют в воду океана), поэтому для терморегуляции служит клюв. «Наши результаты подтверждают идею о том, что регулирование температуры тела сыграло определенную роль в эволюционном формировании некоторых птичьих клювов. Мы считаем, что это также пример экваполяции, когда внешняя структура усиливается, чтобы выполнять новую функцию. Во многом таким же образом уши зайцев в пустыне стали больше, чтобы помочь им остывать», — говорит Эллиот.

Исследование опубликовал Journal of Experimental Biology.