28 марта 2024, четверг, 21:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 февраля 2020, 00:01

Андрей Звягинцев

Андрей Звягинцев
Андрей Звягинцев
Наталья Четверикова

6 февраля 1964 года родился Андрей Звягинцев, российский кинорежиссер, актер, сценарист.

Личное дело

Андрей Петрович Звягинцев (56 лет) родился в Новосибирске. Родители развелись, когда Андрею было пять лет, воспитывался матерью — учительницей литературы и русского языка. В шестнадцать лет записался в театральную студию Льва Белова при Новосибирском ТЮЗе. После школы поступил в Новосибирское театральное училище в мастерскую Белова. На втором курсе сыграл главную роль в ТЮЗе в постановке «Не помню». К окончанию училища в 1984 году был задействован в нескольких спектаклях, играя главные роли в «Акселератах», «Никто не поверит» и других работах. После призыва в армию служил в Новосибирском военном ансамбле. Вместе с ним выступал на концертах в различных гарнизонах. После окончания службы в 1986 году поехал в Москву, где поступил в ГИТИС, на курс Владимира Левертова и Евгения Лазарева.

В 1990 году окончил актерский факультет ГИТИСа, однако в театр не пошел. «В ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать "продукт", вместо того, чтобы заниматься искусством», — вспоминал Звягинцев. Тогда же всерьез увлекся киноискусством: в московском Музее кино смотрел ретроспективы Годара, Антониони, Бергмана, Курасавы. До 1993 года работал дворником, что давало возможность жить в служебной комнате рядом с театром имени Маяковского. Затем до 2000 года изредка играл в независимых театральных проектах — «Игра в классики» (1993) по Хулио Кортасару и «Месяц в деревне» (1997) по Ивану Тургеневу. Также снимал рекламные ролики и играл эпизодические роли в сериалах «Горячев и другие» (1992—1994), «Будем знакомы» (1999), «Каменская» (2000), а также в фильмах «Котенок» (1996) и «Ширли-Мырли» (1999).

В 2000 году дебютировал как режиссер игрового кино — снял новеллы «Бусидо», «Obscure», «Выбор» из детективного цикла «Черная комната».

В 2003 году выпустил картину «Возвращение» — историю о взаимоотношениях отца со своими сыновьями. В 2004 году фильм получил призы за лучшую картину и за лучший режиссерский дебют на кинофестивале в Венеции. В России «Возвращение» завоевало по две премии «Ника» и «Золотой орел».

В 2007 году снял фильм «Изгнание», попавший в конкурсную программу Каннского фестиваля. Актер Константин Лавроненко получил главный приз за лучшую мужскую роль. Также фильм был отмечен призом Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале.

В 2011 году вышел фильм «Елена» — драма о классовом расслоении в современной Москве. Картина удостоилась специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд». Кроме того, фильм получил две премии «Золотой орел» (лучшая картина года, лучшая режиссура) и премию «Ника» (лучшая режисссура).

Четвертый фильм Звягинцева «Левиафан» в 2014 году завоевал приз «За лучший сценарий» в конкурсной программе Каннского фестиваля, был выдвинут оскаровским комитетом России на премию американской киноакадемии и вошел в шорт-лист «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В 2015 году «Левиафан» стал первым фильмом в истории постсоветской России, удостоенным премии «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (в советский период «Золотой глобус» получил фильм «Война и мир») Фильм также был номинирован на премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке».

Последний фильм Андрея Звягинцева — «Нелюбовь» — вышел экраны в 2017 году. В центре сюжета этой драмы Женя и Борис, чей брак уже давно трещит по швам. Оба завели отношения на стороне и жаждут поскорее начать жизнь с чистого листа. Погрязнув в бесконечных ссорах, они забывают о своем 12-летнем сыне Алеше. И однажды, не выдержав очередной перепалки родителей, он уходит из дома.

Звягинцев был шесть лет женат на актрисе Ирине Гриневой. От этого брака у него есть сын Петр (род. 2009)Нынешняя супруга режиссера — Анна Звягинцева, детей у пары нет.

Чем знаменит

Автор остросоциальных драм «Елена» и «Левиафан». Последняя картина после получения «Золотого глобуса» и выдвижения на «Оскар» вызвала большую шумиху вокруг режиссера, которого глава Минкульта Владимир Мединский и ряд других чиновников и депутатов обвинили в «непатриотичности». Фильм является интерпретацией истории библейского Иова, переложенной на реалии современной России. В картине Левиафан (библейское чудовище) используется как метафора власти, уничтожающей человечность и свободу.

Сценарий, по словам режиссера, был навеян историей с Марвином Химейером — сварщиком, который после конфликта с цементным заводом по поводу территории, на которой находилась его мастерская, приварил к своему бульдозеру стальные щиты и разрушил все здания цементного завода. После этого застрелился. В отличие от американской истории, в российском фильме справедливость не торжествует.

О чем надо знать

 
Андрей Звягинцев

После выхода «Левиафана» и завоевания им престижнейшей кинопремии «Золотой глобус» нападкам подвергся не только режиссер, но и актеры. Депутат Самарской областной думы Дмитрий Сивиркин назвал режиссера местного драмтеатра Валерия Гришко, сыгравшего в фильме продажного архиерея, «быдлятиной» и потребовал проверить его зарплату. По словам депутата, недопустимо, что артист получает зарплату от государства и при этом показывает страну с негативной стороны. Гришко заявил, что подаст на парламентария в суд.

Крупнейшие федеральные СМИ довольно скупо освещали успех кинокартины за рубежом.

После фестивальной премьеры фильма, в авторском варианте изобилующего нецензурной лексикой, известнейшие российские режиссеры обратились в правительство с просьбой допускать мат в кино. При этом предлагается давать возрастное ограничение на просмотр таких фильмов 18+. Письмо подписали Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко.

Прямая речь:

О патриотизме«Настоящие патриоты — это те, кто писали книги о том, кому на Руси жить хорошо. Или Чаадаев, который писал эти "Письма". Его, естественно, за это проклинали и, понятное дело, назвали сумасшедшим. Но главный пафос… "Возьмите, откройте эти тексты, — хочется обратиться к этим людям (критикующим "Левиафан" за непатриотичность), — и прочтите. Там нет ни одного слова неправды". Вот и все. Правда глаза колет. Сильно колет».

О философии кино: «Чтобы искать себя, не нужно далеко ходить. Себя искать следует в себе самом. Снимая кино, ты делаешь так, как считаешь нужным. А есть ли в этом "прибавочная стоимость", есть ли тут "прибыток" общему делу или нет — думать об этом нельзя. Это не твое дело. Твое дело — делать фильм. И все. Мне кажется, размышлять о своем вкладе в кино — порочная история. Такая же порочная, как ставить своей целью фестивали. Это очень опасная дорога. Твоей целью должен стать твой фильм. Точка. Делайте кино, делайте свое дело, а там, позже, другие пусть назовут это, как им заблагорассудится — параллельным, перпендикулярным, новаторским, никуда не годным или еще каким».

О мате в «Левиафане»: «У человека есть язык, но ему сказали: "Больше так не говори!" С 1 июля 2014 года это запрещено! По мне — это странно. У нас не было намерения эпатировать публику и сделать картину с ненормативной лексикой. Просто мы окунулись в среду, в которой развивается история, и стало понятно, что без мата трудно обойтись — он характеризует персонажей ярко и точно. Мы не сыпали им щедро во все стороны, дескать, насладитесь, — нет, мы отбирали каждую фразу, обдумывали каждое слово. Я считаю, что фильм не грешит этим. Все уместно и органично. Мы написали на постере: "Осторожно, ненормативная лексика" и сделали маркировку "18+". На мой взгляд, этого достаточно».

Татьяна Трубилина, глава села Териберка (Мурманская область): «Я против демонстрации ленты на больших экранах. С эстетической точки зрения. Здесь показан наш поселок — мы все алкаши, живущие в собственной помойке. Вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть».

О страхе:

«— Что вас сейчас больше всего тревожит в контексте культурно-политических событий 2014 года?

— Схлопывание русского мира из-за "рашизма" и ограничительных законов, которые неизвестно чем ограничатся. Сужения вольного языка, вольного слова, в том числе художественного высказывания. Не так давно мы нежданно-негаданно обрели свободу, а теперь теряем ее с каким-то нарастающим, как снежный ком, кошмарным и планомерным постоянством. Это очень печально».

О бесстрашии: «Бояться нужно только одного — предать голос правды, смолчать, когда нужно сказать, отвернуться, когда нужно быть первым и помочь… Нельзя потворствовать этому липкому и гадкому страху за свое благополучие».

5 фактов об Андрее Звягинцеве:

  • После выхода нового фильма режиссер традиционно выпускает книгу о его создании. Таковы «Возвращение. Диптихи. Дорога» и «Елена. История создания фильма Андрея Звягинцева».

  • В марте 2014 года подписал письмо, осуждающее присоединение Крыма к России. «Если президент декларирует развитие российского общества в направлении демократических ценностей, тогда дайте ответ на простой вопрос: Крым еще не так давно был частью другого государства, ведь так? Тогда как могло случиться, что без согласия одной страны другая возьми да объяви чужую территорию своей? Никакой "исторической необходимостью" или "территориальной безопасностью" не оправдать беззаконие. И потом, разве мы не наследуем договоренности будапештского меморандума 1994 года, по которой в числе трех государств: Великобритания, США и Россия — являемся гарантом территориальной целостности Украины?» — из интервью журналу «Искусство кино».

  • Режиссер планирует снять сериал. «Такие замыслы есть, не буду скрывать. Но, конечно, это требует какого-то внимательного разговора с продюсерами, которые бы решились такое запустить. Потому что в тех условиях телевизионной киноиндустрии, которые предлагаются авторам, довольно сложно существовать. Поэтому если бы была возможность делать поменьше выработки в день, чтобы сосредоточиться на качестве, тогда все было бы абсолютно возможно», — заявил он российскому The Hollywood Reporter.

  • В начале работы над «Левиафаном» режиссер хотел, чтобы Николай добился справедливости подобно своему прототипу Марвину Химейеру, однако потом передумал. «Мне кажется, наш финал честнее и страшнее, чем если бы это был финал реальной истории Химейера с его бунтом, самоубийством или, чего доброго, героической смертью в схватке с силами зла. Это было бы как выпустить пар. <…> Мы находим нашего героя в абсолютной прострации, когда потеряно все — дом, жена, друг, сама жизнь катится под откос. Когда все главные понятия, все якоря жизни поставлены, что называется, под вопрос и не осталось никаких опор… Какой тут, скажите, хэппи энд?».

  • «Левиафан» — самый «густонаселенный» фильм Звягинцева. Героев там более 15. Скелет Левиафана был специально изготовлен для фильма. После съемок его выкупил петербургский бизнесмен.

Материалы об Андрее Звягинцеве:

Статья об Андрее Звягинцеве в Википедии

Биография на сайте «Узнай все»

Сайт режиссера

Интервью Андрея Звягинцева на сайте режиссера

15 фактов о фильме «Левиафан»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.