29 марта 2020, воскресенье, 22:17

Новые находки из знаменитой пещеры Шанидар говорят в пользу существования погребальных ритуалов у неандертальцев

Graeme Barker/University of Cambridge/PA

Новые находки, сделанные в пещере Шанидар в Иракском Курдистане, подтверждают предположение, что у неандертальцев имелись погребальные ритуалы.

Останки неандертальцев в пещере Шанидар были обнаружены в 1957 году экспедицией Колумбийского университета под руководством Ральфа Солецки (Ralph Solecki). Археологи в 1957–1961 годах нашли костные останки девяти человек — семерых взрослых и двоих детей, живших от 35 000 до 65 000 лет назад. После окончания экспедиции Ральфа Солецки один скелет неандертальца (Шанидар-3) был передан Смитсоновскому институту, а остальные, в том числе Шанидар-1, хранились в Национальном музее Ирака в Багдаде. Во время войны 2003 года музей был разграблен, и теперь неизвестно, где находятся кости из пещеры Шанидар. В распоряжении ученых остались только сделанные ранее фотографии и слепки. В 2006 году сотрудница Смитсоновского института Мелинда Зедер, разбирая кости животных, собранных в той же пещере, наткнулась на пропущенные предыдущими исследователями кости ноги неандертальца — его назвали Шанидар-10.

Исследования показали, что вокруг останков Шанидар-4 находилось много пыльцы растений, поэтому специалист по древней пыльце Арлет Леруа-Гурхан (Arlette Leroi-Gourhan) предположила, что неандертальцы готовили тела умерших к погребению в ходе особых ритуалов, в частности, могли украшать их цветами. Но скептики отвечали на это, что растения могли оказаться в пещере независимо — например, будучи занесенными туда грызунами. Споры вокруг «цветочной могилы» не могли разрешиться, пока не поступят новые находки.

И вот с 2013 года палеоантропологи из Великобритании возобновили раскопки в пещере и уже нашли фрагменты костей нескольких неандертальцев. Нынешнее исследование посвящено останкам, получившим обозначение Шанидар Z. Они состоят из раздробленного, но полного черепа, верхней части грудной клетки и обеих рук. Неандертальцу было от 40 до 50 лет, пол его удастся определить только в случае успешного выделения ДНК.

Ученых заинтересовала поза Шанидара Z. Вероятно, после смерти его специально уложили, согнув руки и поместив голову между камней. Сходная поза была у Шанидара-4. Также ученые считают, что почва непосредственно под телом уплотнена сильнее обычного. Всё это может служить аргументом в пользу гипотезы о погребальных ритуалах.

«Будучи изначально скептиком, из-за многочисленных критических замечаний в отношении свидетельств о "цветочном погребении", я пришла к выводу, что этот сценарий гораздо более правдоподобен, и я рада видеть полные результаты нашего нового анализа, — говорит ведущий автор нынешнего исследования, остеолог и палеоантрополог из Кембриджского университета Эмма Померуа (Emma Pomeroy). — Ключевым моментом здесь является намеренность за погребением. Можно похоронить тело по чисто практическим причинам, чтобы избежать привлечения опасных падальщиков или уменьшить запах. Но когда это выходит за рамки практических элементов, это важно, потому что указывает на более сложное, символическое и абстрактное мышление, сострадание и заботу о мертвых, и, возможно, чувства скорби и потери».

Исследователи предполагают также, что останки Шанидара Z и некоторые кости, обнаруженные экспедицией Ральфа Солецки, принадлежат на самом деле одному и тому же неандертальцу.

Об исследовании сообщает статья в журнале Antiquity.