Научный комитет галереи Уффици ушел в отставку в знак протеста против отправки в Рим картины Рафаэля

Члены научного комитета флорентийской галереи Уффици в полном составе подали заявления об отставке, протестуя против решения руководства музея одолжить для выставки в Риме картину Рафаэля «Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси». По сообщению Artnet.News, ученые считают, что состояние картины делает ее перемещение небезопасным.

Картина предназначена для выставки «Рафаэль 1520–2020», открывающейся 5 марта в выставочном комплексе Scuderie del Quirinale в Риме. Она посвящена 500-летию со дня смерти художника. «Это выдающаяся европейская выставка, которая объединит шедевры, прежде никогда не собиравшиеся в одном месте», — говорил о ней министр культуры Италии Дарио Франческини. Из двухсот картин, собранных для выставки, пятьдесят предоставлены галереей Уффици, остальные привезены из 52 музеев, среди которых Лувр, Прадо, Национальная галерея в Вашингтоне, Ватиканские музеи, Национальная галерея старинного искусства в Риме, Национальная художественная галерея Болоньи, Музей Каподимонте в Неаполе, Фонд музеев Брешии, Национальная галерея в Лондоне, венская Альбертина, Британский музей, Музей изящных искусств Лилля и другие.

Портрет был написан Рафаэлем в 1518 году, когда он был придворным художником папы Льва X (в миру — Джованни Медичи). Рядом с папой изображен его двоюродный брат Джулио, который позже сменит его на папском престоле и примет имя Климента VII. Второй изображенный кардинал — Луиджи Росси — по материнской линии тоже принадлежал к семейству Медичи и приходился Джованни и Джулио двоюродным братом. Портрет был написан для подарка к свадьбе еще одного члена семейства — Лоренцо II ди Пьеро де Медичи, главы Флорентийской республики и герцога Урбинского. Так как Лев X не мог прибыть во Флоренцию на свадебные торжества своего племянника, его портрет был выставлен там в знак его символического присутствия.

«Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. Здесь и пушистая ворсистость бархата, и звонкие шелестящие переливы атласа на папе, и нежный трепет шерстинок на меховой опушке, и золото и шелк, изображенные так, что это уже не краски, а доподлинное золото и шелк; здесь же и пергаментная книга с миниатюрами, которая живей самой жизни, и несказанно прекрасный серебряный колокольчик», — восхищался картиной Джорджо Вазари. Картина хранится в Уффици с 1589 года, за исключением периода с 1799 по 1816 года, когда она была захвачена наполеоновскими войсками и увезена во Францию.

«Выставка не может обойтись без шедевра, который находится в отличном состоянии здоровья и идеальных условиях для поездки в Рим», — сказал о портрете Льва X директор галереи Уффици Эйке Шмидт. Ему возразили четверо членов научного комитета: ученые Клаудио Пиццоруссо и Доната Леви, а также историк Томазо Монтанари и арт-дилер Фабрицио Моретти. В их заявлении было сказано: «Сегодня мы узнали из прессы, что вопреки тому, что было решено на заседании комитета 9 декабря, картина была отдана в аренду и уже находится на выставочной площадке в Риме. Мы в полной мере осведомлены о консультативной функции комитета, но то, что мы месяцами заняты составлением списков, которые впоследствии явно игнорируются, подрывает само существование комитета». Члены комитета заявили, что они надеются, что их отставка «сделает неизбежным переосмысление и переопределение роли научных комитетов в управлении автономными музеями».

Между тем руководитель мастерской Opificio delle Pietre Dure, где проходила реставрация портрета, Марко Чьятти не возражает против перемещения картины в Рим. «После реставрации портрет Льва X находится в идеальном состоянии и способен отправиться в Скудерие-дель-Квиринале без какого-либо риска для его здоровья», — сказал он.