Александр Леньков

17 мая 1943 года родился Александр Леньков, актер театра и кино

 

Личное дело

Александр Сергеевич Леньков (1943—2014) родился в городе Рассказово Тамбовской области в семье инженера-ракетчика и учительницы математики. Родители были из Москвы, «рожать в деревне» захотела мама будущего артиста. Вскоре она вернулась в столицу, где Леньковы жили в коммуналке на семь семей. «Мама, студентка пединститута, поехала рожать меня в деревню, как сейчас отправляются в Италию, Испанию, если есть деньги. Так что я деревенского происхождения, правда, через месяц мама привезла меня обратно в Москву. Отец инженер, всю жизнь работал на каком-то секретном предприятии, связанном с ракетостроением», — вспоминал Леньков.

Его школа находилась рядом с Театром им. Моссовета, из которого однажды пришли в поисках мальчика для спектакля. Вскоре Александр  появился в роли сына уборщицы в постановке «Студент третьего курса», затем сыграл сына миллионерши в «Краже».

На первые заработанные деньги купил кинокамеру, на которую снимал друзей, школу и даже мультфильмы под маркой «Леньфильм».

После окончания школы мечтал поступить во ВГИК, однако передумал, увидев объявление о наборе в студию Юрия Завадского при Театре им. Моссовета. В 1965 году окончил студию и был принят в труппу театра.

С 1964 начал сниматься в кино, первыми фильмами стали «Дайте жалобную книгу» и «Ключи от неба». Много позднее сыграл нескладных мужчин-холостяков в фильмах «Зимняя вишня» и «Маленькая Вера». Признавался, что очень любит «Зимнюю вишню»: «Помню, как мы работали с режиссером Игорем Федоровичем Масленниковым, придумали сначала моему Вениамину внешний вид — дядечка с тубой в руках, это почти биография. Потом эпизод, когда он с домашними тапочками приходит к героине, чтобы поселиться, — еще одна черточка, так и собирали по деталькам».

С будущей супругой Еленой познакомился еще в школе, в пятом классе. Они поженились, когда артист был на втором курсе театральной студии. В 1969 году у пары родилась дочь Екатерина. «Жену зовут Лена, Елена Николаевна, — рассказывал Леньков. — Мы познакомились очень давно, я был влюблен в ее сестру школьником. И вот я пришел к этой сестре, а там — девушка младше на три года. Она мне так понравилась, что вот мы всю жизнь вместе. Лена мудро относится к моей профессии, понимает, что я люблю ее. А сама она — химик. Когда институт, где она работала, лопнул, Лена пошла, зная отлично компьютеры и язык, в одну фирму. Я понимал, что фирма занимается какими-то очень уж фирменными делами. И я учил ее: если будет перестрелка, то ложись, мол, лицом на стол, руками голову прикрывай, а лучше лезь под стол. Как в фильмах, знаете? И почти такая история с ней и случилась — она оказалась в эпицентре разборок этих братков. Потом я видел по телевизору людей, которые были в этом задействованы, что их разыскивали органы».

Несколько лет озвучивал Андрея Азбучкина в радиопередаче для детей «Веселая азбука», а также героев мультфильмов. Преподавал в ВГИКе, в который когда-то не поступил. Начиная с 2001 года передачи «КОАПП» и «Тушите свет» с участием актера получили три премии ТЭФИ.

Александр Леньков умер 21 апреля 2014 года от рака желудка. Последние полгода лечился в больнице. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

 

Чем знаменит

Леньков всю жизнь проработал в Театре им. Моссовета, где сыграл в спектаклях «Василий Теркин» (заглавная роль), «Чайка» (Дорн), «Двенадцатая ночь» (сэр Тоби), «Эдит Пиаф» (Жак), «Братья Карамазовы» (Николай Парфенович) и многих других. Среди последних работ в театре — Зюзи в «Мужчинах по выходным», Ферапонт в «Трех сестрах», Илико в постановке «Я, бабушка, Илико и Илларион».

Артист снялся в более 80 кинофильмах, в основном исполнял роли второго плана. Известность ему принесли комедии «Дайте жалобную книгу», «Ключи от неба», «Весенние хлопоты». Запомнился также участием в детских фильмах («Магия черная и белая», «Отроки во вселенной», «Тайна Снежной королевы»).

 

О чем надо знать

В 1990-е годы артист озвучивал диснеевские мультсериалы. Его голосом говорит Пятачок в «Новых приключениях Винни Пуха» (1988—1991), Дейл в «Чип и Дейл спешат на помощь» (1989—1992). Помимо этого он озвучил несколько героев компьютерных игр, а в 2000—2007 годах — Буквоежку в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!». Участвовал в записи большого количества аудиокниг, главным образом, детских.

В начале 2000-х годов был Степаном Капустой в юмористической программе «Тушите свет» Льва Новоженова, участвовал в радиопостановках.

 

 

Прямая речь:

О театре и балете: «Скучно смотреть на мою трудовую книжку. Ведь там — только одна запись. Что я работаю здесь с 1965 года. А ведь однажды чуть было не ушел в… балет, — неожиданно признался актер. — После моей роли До-ре-ми в спектакле "Король-Фанфарон" мне поступило предложение перейти в Большой театр! Я ночами не спал — все думал. Но в итоге остался в родных стенах».

О пиве и Раневской: «Я как-то понял, что я попал, когда шел в театр и нес — сегодня сложно представить, как трудно тогда было их достать — три бутылки пива. Предвкушал, с каким наслаждением сейчас, в гримерке, налью себе стаканчик. И тут подъезжает машина с Раневской. Ее возила машина администратора для двух сидящих, а сзади — короб для всяких мешков. Так вот она вылезает из этой машины, на руках — собачка (у нее была полуслепая собачка по кличке Мальчик)… и тут я. Администратор наш, надо отдать ему должное, вовремя сориентировался: "Фаина Георгиевна, наш молодой актер Саша очень хотел бы угостить вас пивом". — "Да? Вы шутите?". Я: "Ну если вы примете". Она: "Приму". Взяла все эти три бутылки "Жигулевского" по 37 копеек за бутылку и пошла в театр. Вот так я угостил Раневскую пивом».

О возможностях артиста: «Я — артист. Но, когда мы выпускали дипломный спектакль "Театр Гарсиа Лорки", был един во многих лицах. Сам оформил спектакль как художник. Как плотник сделал декорации, расписал их. Мало того, я же шью сам! Была такая телепередача "Театральный понедельник", а в ней рубрика "Другая жизнь". Рассказывали там не о хобби, а о серьезных ремесленных увлечениях, если хотите — профессиональных навыках, актеров, режиссеров. Меня туда тоже приглашали».

О Театре им. Моссовета: «Один из моих коллег в интервью сказал: "Я — актер первой линии!", то есть человек играет только главные роли. Все остальные — ниже рангом, и не дай бог ты "наступишь" ему на реплику или загородишь его от зрителей. В Театре имени Моссовета такого отродясь не было. Я, например, никогда не мог понять, сколько лет Ростиславу Яновичу Плятту, настолько он был доступный и свой. Раневская — вообще большая хулиганка и "второгодница", все ее поступки и байки — детские шалости взрослого человека. Такие отношения у нас в коллективе всегда культивировались и, к счастью, до сих пор сохраняются. Один знакомый актер как-то сказал мне: "Иду в свой театр, как на фронт, — полное впечатление, что из-за угла могут пристрелить". У нас же в театре обстановка мирная».

 

6 фактов об Александре Ленькове:

  • Леньков проходил срочную службу в частях ВДВ.
  • Из-за театра отказался от спортивной карьеры. «Когда поступал в театральный, педагоги обратили внимание, что я сутулюсь, спросили: "Велосипедист?" — "Да, я мастер спорта". — "Чтобы завтра же прекратил". Секция "Динамо", возможно, лишилась чемпиона мира», — шутил он.
  • В свое время был модельером поневоле. «Я вполне профессионально шил по той простой причине, что раньше нельзя было свободно купить джинсы, какую-то модную рубашку. Так я это все шил. Не то чтобы учился, нет. Просто взял и начал шить. Горжусь тем, что придумал рубахи из платков одновременно со Славой Зайцевым. Даже немножко раньше», — вспоминал он.
  • Дядя артиста прошел репрессии. «Никогда не забуду, как в 53-м году вернулся из заключения мой дядька. После лагеря в Сибири он ехал через Москву к себе на родину — в Вологду. Сижу у него на коленях и вижу, что пальцы у дяди странные, как сосисочки, без ногтей. "Это меня пытали", — сказал он. "Немцы?" — "Нет, наши". У него были выдернуты щипцами все ногти. Привыкнуть к вольной жизни дядя так и не смог. Вернулся вольнонаемным обратно в лагерь, работал истопником», — рассказывал Леньков.
  • Леньков избегал политики. «Вся эта политика у меня вызывает антисанитарные ощущения», — заявлял актер.
  • В 1980 был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР, а в 1997 году актеру было присвоено звание народного артиста России.

 

Материалы об Александре Ленькове:

Биография актера в Википедии

Биография на сайте Peoples.ru

Биографическая справка на сайте Kino-teatr.ru