23 ноября 2020, понедельник, 20:16
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Одноклеточные хищники туникарапторы временно объединяются в многоклеточную колонию на поверхности добычи

Туникараптор под микроскопом
Denis V.Tikhonenkov et al./Current Biology, 2020

Ученые из Института биологии внутренних вод имени И. Д. Папанина РАН совместно с коллегами из Пензенского государственного университетаЦентра исследований океана имени ГельмгольцаМосковского государственного университета имени М. В. Ломоносова и департамента ботаники Университета Британской Колумбии описали одноклеточный организм, который передвигается с помощью жгутика и образует временную многоклеточную колонию на своей добыче. Его открытие ставит под сомнение современные представления о возникновении многоклеточности. Подробности исследования нового организма опубликованы в журнале Current Biology. Работа поддержана грантом Российского научного фонда (РНФ), кратко о ее результатах рассказывает пресс-служба фонда.

Согласно гипотезе Геккеля, многоклеточные произошли от одной клетки, при делении которой дочерние особи не смогли разойтись. При дальнейших актах деления каждая из них стала отвечать за определенную функцию. Это происходило в результате накопления структурных и функциональных различий в клетках нового организма. Предполагается, что в дальнейшем это привело к возникновению тканей и органов. В середине прошлого века появилась альтернативная теория. Автор теории, советский ученый Алексей Захваткин, обратил внимание на то, что низшие многоклеточные — сидячие. Он посчитал это наследием древних прикрепленных предковых форм. Согласно его теории, эти организмы имели сложный жизненный цикл. Открытие заднежгутиковых вдохнуло жизнь в эту гипотезу. Большинство жгутиконосцев движутся жгутиком вперед. Заднее же его положение может свидетельствовать о прикрепленном образе жизни предковых форм. К этой группе относится и новый видобнаруженный в прибрежных водах Чили. Он получил название Tunicaraptor.

Его строение, способ питания и генетическое родство с разнообразными многоклеточными согласуются с альтернативной гипотезой. Вполне возможно, что одноклеточный предок животных был хищным (питался другими простейшими) и передвигался с помощью жгутиков. Объединение клеток происходило во время охоты и питания — это позволяло предкам животных поглощать добычу гораздо больше себя. Питание крупной жертвой приводило к тому, что агрегат быстро рос, причем за счет деления клеток, а не за счет присоединения новых.

«Открытый нами крошечный хищник Tunicaraptor выделяется среди других одноклеточных животных. При питании он действует не в одиночку, а в виде многоклеточного агрегата. Несколько хищников объединяются на поверхности добычи. При изучении его генетического материала мы обнаружили последовательности, специфичные для многоклеточных животных. Среди них — схожие с человеческими гены, отвечающие у нас за развитие нервной системы и использующиеся в терапевтических разработках по лечению неврологических заболеваний, в частности, болезни Альцгеймера и рассеянного склероза. Также у Tunicaraptor есть гены, ответственные за адгезию, то есть слипание клеток. Этот процесс — один из важнейших в развитии всех многоклеточных, он лежит в основе правильного формирования тканей и органов. Похоже, что эти последовательности имеют общее происхождение, и поэтому Tunicaraptor может оказаться одним из самых первых предков всех животных», — рассказывает руководитель проекта по гранту РНФ, доктор биологических наук Денис Тихоненков, главный научный сотрудник Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН.