29 марта 2024, пятница, 08:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Археологи добрались до Йеллестадского корабля викингов

NKU

Археологи, раскапывающие остатки кургана в Йеллестаде (Gjellestad), на юге Норвегии, добрались до находящегося в нем погребального корабля викингов. Раньше ученые могли только наблюдать его на экране георадаров, теперь деревянный каркас корабля постепенно освобождается из земли.

Обычай корабельного погребения существовал у скандинавов и некоторых других германских народов в раннем железном веке (приблизительно с 550 по 1050 годы). Захоронений викингов, в которых использовались погребальные ладьи, в Европе известно не так много. Больше всего их найдено в Скандинавии:  три — в Норвегии, четыре — в Швеции и одно — на датском острове Фюн. Самые известные находки — Тюнский корабль (найден в 1867 году), Гокстадский корабль (1880) и Осебергский корабль (1904) — выставлены в Музее кораблей викингов в Осло. Они относятся к IX–X векам. Пять погребальных кораблей викингов были найдены в Великобритании, последний раз это случилось в 2011 году (помимо этого, в Великобритании известны саксонские корабельные погребения). В 2008 и 2010 годах возле деревни Сальме на эстонском острове Сааремаа были найдены две погребальных ладьи викингов с останками сорока двух воинов, павших в битве.

Во многих случаях деревянные корпуса кораблей не сохранились, и их форму ученые восстанавливают по оставшимся в земле гвоздям и скобам, скреплявшим доски. Другие же находки, прежде всего три корабля, хранящиеся сейчас в Осло, раскапывались, когда археологи не обладали еще многими исследовательскими технологиями. Йеллестадский корабль, обнаруженный при геофизической разведке в 2018 году, дал им шанс исследовать корабельное погребение викингов с применением всех современных методов (подробнее о начальном этапе исследований корабля можно прочитать в отдельном очерке).

Вероятнее всего, этот корабль был построен в IX веке. Значительная часть его древесины все-таки истлела, а верхняя часть повреждена в ходе сельскохозяйственных работ в XIX веке, но корабельный каркас сохранился. Изначально длина корабля была около 20 метров, а ширина в самой большой части доходила до четырех метров. Поскольку фрагменты носовой и кормовой частей корабля частично утрачены, сейчас его длина составляет примерно 19,2 метра.

Раскопки начались в начале июля, и археологам приходится спешить, так как пробы древесины из киля корабля показали, что дерево заражено грибком и ему угрожает быстрое разрушение. Чтобы сохранить древесину от воздействия воздуха и предотвратить высыхание, ее покрывают специальной перфорированной пластиковой пленкой и влажным хлопчатобумажным полотном. Отдельные части для исследования в лаборатории извлекают в почвенных блоках. Йеллестадский корабль служил гробницей знатного человека. Останки его еще не найдены, но в средней части корабля уже нашли кости животных.

Ход раскопок освещается в блоге Музея кораблей викингов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.