28 марта 2024, четверг, 12:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Листья-ловушки венериной мухоловки генерируют слабое магнитное поле

Венерина мухоловка

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Scientific Reports, когда ловчие листья насекомоядного растения венерина мухоловка закрываются, они создают небольшое магнитное поле. Это один из очень редких примеров магнитных полей, обнаруженных у растений.

Венерина мухоловка (Dionaea muscipula) встречается в природе в болотах восточной части США. Листья ее преобразованы в ловушки, захлопывающиеся после прикосновения неосторожного насекомого к чувствительным волоскам, которыми покрыт лист. Из захваченных насекомых растение получает необходимый для жизни азот, которым бедны почвы болот, где оно произрастает.

Чтобы обнаружить магнитные поля, генерируемые этим растением, группа немецких физиков применила сверхчувствительный атомный магнитометр, а эксперименты проводились в специальном помещении, изолированном от электромагнитных колебаний внешнего мира. По словам исследователей, магнитное поле венериной мухоловки в миллион с лишним раз слабее, чем магнитное поле Земли. Индукция этого магнитного поля не превышает 0,5 пикотесла.

Ведущий автор исследования Анна Фабрикант (Anne Fabricant) говорит, что магнитное поле, вероятно, создается электрическими импульсами, которые запускают закрытие листьев мухоловки. «Везде, где есть электрическая активность, должна быть и магнитная активность», — добавляет она. Так называемый биомагнетизм, возникающий при появлении электрических импульсов в нервах, хорошо изучен в организме человека и животных, но о биомагнетизме растений известно куда меньше. У растений нет нервов, но они всё же могут генерировать потенциалы действия — электрические возбуждения, перемещающиеся по мембране клетки.

Но магнитные поля в растениях очень слабые, и существовавшие ранее методы не подходили для их обнаружения. Измеренное исследователями магнитное поле с индукцией до 0,5 пикотесла сравнимо с магнитными полями, возникающими при передаче нервных импульсов у животных.

Следующие эксперименты будут направлены на обнаружение магнитных полей у других видов растений. Ученые предполагают, что, научившись измерять слабые электромагнитные сигналы, генерируемые растениями, в будущем мы можем использовать их для отслеживания реакции сельскохозяйственных культур на изменения температуры, появление вредителей или на химические вещества.