В Петербурге Следственный комитет прекратил первое в России дело о распространение ложных новостей о коронавирусе, сообщило издание 47news. Поводом для возбуждения дела стал пост жительницы Сестрорецка Анны Шушпановой, которая в апреле написала в паблике во «ВКонтакте» о первом случае подозрения на COVID-19 в городе.
По данным СМИ, производство по делу прекратили еще в конце декабря, однако известно об этом стало только сейчас. Следователи не обнаружили в произошедшем состава преступления, а сама автор поста проходила по делу свидетелем.
По словам адвоката Павла Ясмана, который защищал интересы жительницы Сестрорецка, закон о фейках действует только в условиях режима ЧС. Однако на момент появления поста власти его не вводили. Действовавший «режим повышенной готовности» не является аналогом режима ЧС и в статье УК о фейках не упоминается, пояснил юрист.
Первое в России дело о «коронавирусном фейке» по статье 207.1 УК РФ возбудили 3 апреля 2020 года. В посте Шушпановой говорилось о мужчине, у которого обнаружили признаки COVID-19 и отпустили из больницы на общественном транспорте.
Статью 207.1 УК РФ о распространении заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан ввели в Уголовный кодекс в связи с пандемией коронавируса. 1 апреля 2020 года соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин, и документ вступил в силу. Уголовные дела по этой статье кроме Петербурга были возбуждены в Забайкальском крае, Татарстане, Ленобласти, Бурятии, Башкортостане, Новгородской, Саратовской и Тверской областях. Обвиняемым по статье о фейках грозит от 300 тыс. штрафа до ограничения свободы на срок до трех лет, а в случае гибели человека и других тяжких последствий — до 2 млн рублей штрафа и до пяти лет лишения свободы.
По данным правозащитной группы «Агора», к середине лета в России возбудили 33 уголовных дела и составили 157 административных протоколов о фейках про коронавирус. В 17 случаях фигурантами уголовных дел стали активисты, политики и журналисты, в том числе редакция «Новой газеты» и ее главный редактор Дмитрий Муратов и нижегородская журналистка Ирина Славина.