19 марта 2024, вторник, 07:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Отмечена рекордная вспышка звезды Проксима Центавра

Вспышка на Проксиме Центавра
Илл.: S. Dagnello, NRAO/AUI/NSF

При помощи радиоинтерферометров ASKAP (Австралия) и ALMA (Чили), космических телескопов «Хаббл» и TESS и телескопа имени Ирене Дюпона в чилийской обсерватории Лас-Кампанас астрономы заметили самую крупную из когда-либо зарегистрированных вспышек Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звезды.

Проксима Центавра, самый маленький компонент системы Альфа Центавра, представляет собой звезду типа M5.5 (красный карлик), расположенную на расстоянии 4,244 световых лет от Солнечной системы. Радиус звезды составляет 14 % от радиуса Солнца, масса — около 12 % солнечной, а эффективная температура — всего около 3050 кельвина (2777 °C). Яркость Проксимы Центавра в тысячу раз ниже солнечной, поэтому ее невозможно наблюдать невооруженным взглядом, несмотря на близкое расстояние.

Астрофизик Мередит Макгрегор (Meredith MacGregor) из Университета Колорадо и ее коллеги в течение нескольких месяцев наблюдали Проксиму Центавра с помощью наземных и космических телескопов. Они обнаружили экстремальную вспышку 1 мая 2019 года с помощью пяти телескопов, которые проследили ее время и энергию с беспрецедентными подробностями. Вспышка длилась всего семь секунд и стала самой яркой из когда-либо обнаруженных в миллиметровом и далеком ультрафиолетовом диапазонах волн.

«Звезда стала ярче в 14 000 раз, если ее наблюдать в ультрафиолетовом диапазоне в течение нескольких секунд, — говорит Мередит Макгрегор. — Раньше мы не знали, что звезды могут вспыхивать в миллиметровом диапазоне, поэтому впервые начали искать миллиметровые вспышки. Эти миллиметровые сигналы могут помочь исследователям собрать больше информации о том, как звезды генерируют вспышки. В целом, вспышка была примерно в сто раз мощнее любой подобной вспышки, наблюдаемой на нашем Солнце. Планеты Проксимы Центавра подвергаются подобному удару не один раз в столетие, а по крайней мере один раз в день, если не несколько раз в день. Вероятно, будут обнаружены еще более странные типы вспышек, демонстрирующие различные типы физики, о которых мы раньше не задумывались».

Результаты исследования были опубликованы в Astrophysical Journal Letters.