28 марта 2024, четверг, 14:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 июня 2021, 00:01

Человек дня: Петр Клодт

Петр Клодт
Петр Клодт

5 июня 1805 года родился скульптор Петр Клодт.

Личное дело

Петр Карлович Клодт (1805 – 1867) родился в Санкт-Петербурге. Его отец – участник войны 1812 года, генерал-майор барон Карл Клодт фон Юргенсбург, на досуге занимался живописью. Большая часть детства Петра Клодта прошла в Омске, где его отец был начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. По семейной традиции мальчик тоже должен был стать военным. Он начал военное обучение в Омском войсковом казачьем училище, а в 1822 году отправился в столицу, где поступил в Артиллерийское училище. Но свободное от занятий время он посвящал самостоятельному изучению живописи и скульптуры. Уже в этом возрасте излюбленным сюжетом его работ стали лошади, их фигурки Петр Клодт вырезал из дерева.

Окончив училище с чином подпоручика, Петр Клод начал службу в учебной артиллерийской бригаде. Но в 1828 году он вышел в отставку, решил полностью посвятить себя скульптуре. Два года он самостоятельно учился, копируя образцы из музеев и с натуры, а в 1830 году стал вольнослушателем в Академии художеств.

Живя в Петербурге, Петр Клод близко знакомится со скульптором Иваном Мартосом и его семьей, и в 1831 году женится на Ульяне Спиридоновой – племяннице жены Мартоса.

В том же году Петр Клод впервые выполняет большой заказ. Вместе со Степаном Пименовым и Василием Демут-Малиновским он работает над скульптурным оформлением Нарвских триумфальных ворот. Скульптуры древнерусских воинов выполнили Пименов и Демут-Малиновский, фигуру Славы – Пименов, а Клодт выполнил шестерых коней, запряженных в колесницу Славы. Эта работа принесла Клодту известность. Он, не имея официального художественного образования, получил звание «назначенного в академики», квартиру и мастерскую при Академии художеств.

Затем последовал новый заказ – на скульптурные группы «Укротители коней», предназначенные для дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Работа над ними заняла около десяти лет. Из-за смерти руководителя литейного двора Академии художеств Василия Екимова Клодту пришлось самому освоить приемы литейного дела и руководить отливкой своих скульптур. Но место, где они должны быть установлены, пришлось изменить, так как Николай I был против появления статуй лошадей на дворцовой пристани. Тогда, по предложению Клодта, был выбран Аничков мост через Фонтанку. 20 ноября 1841 года мост со скульптурами Клодта был торжественно открыт.

С 1837 года и до конца жизни Петр Клодт возглавлял «литейный дом» при Академии художеств и участвовал в отливке произведений многих скульпторов. В 1838 году он получил звание академика и начал преподавать в Академии, а с 1857 года стал заслуженным профессором. В 1852 году избран в Академию святого Луки в Риме, в 1850-х становится членом Парижской и Берлинской академий художеств.

Среди работ Петра Клодта были памятник князю Владимиру в Киеве (1853, Клодт – статуя Владимира, Демут-Малиновский – барельефы, Тон – пьедестал), памятник Николаю I на Исаакиевской площади (1856 – 1859, совместно с архитектором Монферраном), памятник Ивану Крылову в Летнем саду (1848 – 1855), горельефы для Исаакиевского собора (1840-е – начало 1850-х ), барельеф «Георгий Победоносец на коне» (1846–47) для Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Работал он и в малой форме, успехом пользовались его композиции с лошадьми, а также статуэтки «Римский воин» (1830-е), «Русский витязь» (1851) и другие.

Умер Петр Клодт 8 (20) ноября 1867 года на своей даче на мызе Халала в Финляндии.

 

 
Одна из конных композиций на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

Чем знаменит

Более всего Петр Клодт известен как скульптор-анималист. Он действительно часто изображал лошадей в своих работах, видимо, питая к ним особую склонность. Следует отметить, что монументальные произведения Клодта, хотя и отличались величавостью и патетикой, а также высоким качеством литья, в целом оставались в рамках классицистических канонов. Его авторская индивидуальность в наибольшей степени проявляется в малых формах, в так называемых «кабинетных» композициях с лошадьми.

Памятник Николаю I работы Клодта был выдающейся работой инженерной мысли – первой в Европе конной статуей, поставленной на две точки опоры (задние ноги коня). У него был лишь один предшественник с аналогичной особенностью – памятник президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в США, возведенный несколькими годами ранее. В советское время именно эта особенность памятника спасла его от сноса.

О чем надо знать

Знаменитые статуи коней с Аничкова моста создавались неоднократно. В 1841 году на Аничковом мосту было установлено две бронзовых скульптуры и две, выполненных из раскрашенного под бронзу гипса. На следующий год Клодт изготовил две новых бронзовых копии, чтобы заменить ими гипсовые, но Николай I распорядился подарить их прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV. Скульптуры были установлены в Берлине на воротах королевского дворца. Тогда Клодт изготовил еще две скульптуры, и они попали на Аничков мост. Однако в 1846 году Николай I подарил их королю Обеих Сицилий Фердинанду II. Сейчас они стоят на воротах сада королевского дворца в Неаполе. На Аничковом мосту вновь оказались гипсовые копии.

Лишь в 1850 году Клодт создал недостающие бронзовые фигуры для Аничкова моста. С тех пор они покидали свои постаменты лишь дважды: в 1941 году, когда их сняли и закопали в саду Аничкова дворца, и в 2000 году при реставрации. Авторские копии «Укротителей коней» установлены также в усадьбе Кузьминки, в Петергофе и Стрельне.

 

Прямая речь

Если начать обзор ансамбля с западной стороны моста, от первой группы, изображающей коня с шагающим возле него водителем, перейти потом к смежной группе и далее к группам, стоящим на восточной стороне, то сюжетный смысл композиции обнаружится с наибольшей наглядностью.
В первой группе животное еще покорно человеку. Обнаженный атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В остальных группах все более нарастает драматизм борьбы. Конь вырывается в неукротимом порыве, и все напряженнее становятся движения и позы атлета. Во второй группе голова коня высоко вздернута, ноздри раздуты, пасть оскалена, передние ноги раскинуты. Фигура водителя развернута как бы по спирали; могучим усилием он осаждает коня. В третьей группе борьба становится еще яростнее. Водитель повержен на землю, и конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, и голова победоносно поднята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъяренное животное. Наконец, в четвертой группе человек вновь покоряет коня; припав на одно колено и обеими руками сжимая узду, укрощает его дикий бег.
Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Клодт стремился избежать какой-либо схемы или нарочитости в построении. Но движение пластических масс подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля.
В двух первых группах, стоящих на западной стороне моста, фигуры водителей представлены почти параллельно друг другу, — хотя и в контрастном движении — позы вздыбленных коней довольно близки к симметрии. Здесь еще чувствуются отзвуки композиционных решений классицизма. Иначе соотнесены между собой две последние группы: в них намеренно обострен принцип асимметрии и контраста. Существуют сюжетные аналогии между первой и четвертой группами, где воплощена тема укрощения, и между второй и третьей, в которых передана тема мятежа. Эти сюжетные связи находят пластическое выражение в чередовании симметрии и асимметрии, контраста и параллельности. Силуэты второй и третьей групп сходны между собой и даже приближаются к тому, что можно назвать „зеркальным отражением“ (однако с такими отличиями, которые исключают мысль о нарочитой схеме), тогда как первая и четвертая группы подчеркнуто контрастны. В разнообразии приемов, использованных Клодтом, проявилось его стремление к жизненной правде, и одновременно раскрылась строго продуманная композиционная идея.
Описание скульптурной группы «Укротители коней» из книги Всеволода Петрова «Петр Карлович Клодт»

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда.

Песни воды и хрипящие звуки
Тут же вблизи расплывались в хаос.
Их раздирали незримые руки.
В черной воде отраженье неслось.

Мерный чугун отвечал однотонно.
Разность отпала. И вечность спала.
Черная ночь неподвижно, бездонно –
Лопнувший в бездну ремень увлекла.

Всё пребывало. Движенья, страданья –
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.
Александр Блок «Статуя»

Тут, между прочим, выяснилась одна из самых удивительных черт Петра Карловича, ставшая характерной чертой всей нашей династии: потомок иноземцев, он по своему духу, привычкам, пристрастиям был таким русским, что, находясь в Германии, ужасно тосковал по родине. О своей тоске писал архитектору Александру Брюллову: «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб и квас — только бы поскорее вернуться в Россию». Впрочем, «страдания» Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм 1 пожаловал ему орден Красного Орла и бриллиантовую табакерку».

Из воспоминаний Евгения Клодта

Пять фактов о Петре Клодте

  • В 1850-х годах в мастерской Петра Клодта жили звери-натурщики: кот, осел, собака, обезьяна, лягушки, журавль, овца с ягнятами, волк и медведь.
  • Среди работ Клодта были и носовые фигуры для некоторых военных кораблей.
  • Похоронен Петр Клодт был на Смоленском лютеранском кладбище, но позже его могила была перенесена на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
  • Сын Петра Клодта Михаил Петрович и племянник Михаил Константинович стали известными художниками. Прославились и его внуки: мастер прикладного искусства Евгений Александрович, скульптор Константин Александрович и сценограф Николай Александрович.
  • Памятник Петру Клодту установлен во дворе Академии художеств в Петербурге.

 

Материалы о Петре Клодте

Статья о Петре Клодте в русской Википедии
Статья о семье Клодтов в энциклопедии «Кругосвет»
Л. Лернер. «Поэма о коне и человеке. Петр Клодт»
Петр Клодт на сайте Artonline.ru

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.