19 марта 2024, вторник, 14:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 июня 2021, 00:01

Человек дня: Петр Лавров

Петр Лаврович Лавров
Петр Лаврович Лавров

14 июня 1823 года родился Петр Лавров, один из идеологов народничества.

 

Личное дело

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в родовом имении Мелехово Псковской губернии в дворянской семье. Отец, Лавр Степанович, полковник артиллерии в отставке, был участником Отечественной войны 1812 года и личным другом военного министра Алексея Аракчеева. Мать, Елизавета Карловна (урожденная Гандвиг) была из обрусевшего шведского рода.

Благодаря матери мальчик получил хорошее домашнее образование, с детства хорошо владел французским и немецким языками, много читал, в том числе и книги из французской библиотеки отца. В 1837 родители отправили Петра в Санкт-Петербург в артиллерийское, где он считался лучшим учеником академика М. В. Остроградского. После окончания училища в 1842 году два года учился в высших офицерских классах.

Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности, знакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи, проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом. Успехи в учебе Петра Лаврова были так велики, что он был оставлен при училище репетитором математических наук.

Это положило начало его военно-преподавательской карьере — он преподавал в Петербургской Михайловской артиллерийской академии (с 1858 — полковник и профессор математики), в Константиновском военном училище (с 1860 наставник-наблюдатель).

В это время Лавров знакомится с историей Французской буржуазной революции конца XVIII в., которая сильно увлекла его. Тогда же он прочитал сочинения французского мыслителя-утописта Фурье, чьи социальные идеи произвели на молодого человека большое впечатление.

Во время Крымской войны, когда английские военные корабли проникли в Балтийское море, Лавров, как офицер-артиллерист, был командирован в Нарву на два месяца. Ни в каких военных действиях, по его собственному признанию, ему «участвовать не случилось». Он попал на батарею возле устья реки Наровы как раз в тот день, когда четыре английских корабля обстреливали укрепленный берег. Опасаясь ответного огня русских батарей, англичане вели обстрел с большого расстояния, лишь один их снаряд попал в цель - два артиллериста были убиты. А сотни снарядов были выпущены англичанами впустую - они лишь поднимали фонтаны воды в устье реки и зарывались в песок бруствера. Через несколько часов безрезультатного обстрела английские корабли ушли. Об этом эпизоде Лавров написал в журнал «Морской сборник» письмо под заголовком «Артиллерийское дело в устье Наровы»

В 1847 году Лавров женился на слывшей красавицей вдове с двумя детьми, титулярной советнице Антонине Христиановне Ловейко, которая была старше его. Это лишило Лаврова материальной поддержки со стороны отца.

В этом браке у него родилось четверо детей. Жалование преподавателя не давало возможности содержать такую большую семью, в связи с чем Лавров начал писать специальные статьи для «Артиллерийского журнала» и подрабатывать репетиторством. После смерти отца (1852) и старшего брата Михаила жизнь в материальном плане становится более обеспеченной.

Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», писал статьи по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам нравственности, искусства, литературы и народного образования.

В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вынуждена вступить в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным же обществом для таких людей может быть только строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных личностей.

В 1860-х годах принимал активное участие в литературной жизни, общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Николаем Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». В это время он впервые привлек широкое внимание публики своими лекциями в новом зале петербургского Пассажа, которые были устроены с благотворительной целью. Денежный сбор предназначался Обществу для пособий нуждающимся литераторам и ученым (потом стало известно под названием Литературный фонд). Лавров прочел три лекции о современном значении философии, каждый раз зал был заполнен публикой.

Записи лекций, прочитанных в Пассаже, ему удалось потом напечатать в виде отдельной статьи, в журнале «Отечественные записки». За эту статью цензор, дозволивший ее к печати, имел серьезные неприятности, поскольку в ней упоминались «пять теней погибших героев русской мысли и русской жизни». Можно было догадаться, что речь идет о казненных декабристах, которые в статье были публично названы героями.

Во время студенческих волнений в университете Лавров привлек внимание полиции. Когда из-за этих волнений университет был временно закрыт и возбужденные студенты толпились у ворот его на набережной Невы, Лавров в полковничьей форме ходил от одной группы студентов к другой и выражал им свое сочувствие. А когда какой-то полицейский чин предложил ему удалиться, он отказался.

В конце апреля 1866 года, спустя три недели после покушения Д. В. Каракозова на Александра II, Петр Лавров был арестован и помещен на главную петербургскую гауптвахту – Ордонансгауз. При обыске у него нашли несколько листков с политическими стихами,  а также записка от Чернышевского, в которой предлагалось отправить арестованным студентам в Кронштадт пятьсот или шестьсот рублей из Литературного фонда.

Он был признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением», и в январе 1867 года приговорен к ссылке в Вологодскую губернию, где жил с 1867 по 1870 годы. Вместе с ним в ссылку поехала престарелая мать Елизавета Карловна.

Первоначально его определили на жительство в городок Тотьма. Еще до ареста успевший овдоветь Лавров познакомился там со ссыльной Анной Чаплицкой, полячкой по национальности. Она была осуждена за участие в Польском восстании 1863—1864 годов. Чаплицкая стала его гражданской женой. Обвенчаться они не могли, потому что у Анны  был муж, оставшийся в Варшаве и не поехавший за женой в ссылку.

Лавров не получал никакого жалованья, только пособие, которого едва хватало на жизнь. Но у него осталась возможность зарабатывать литературным трудом. Перед его отъездом из Петербурга редакторы некоторых петербургских журналов выражали готовность печатать его философские и научные статьи -- без обозначения фамилии автора, конечно. Он придумал себе прозрачный псевдоним П. Миртов.

Из Петербурга в Тотьму по его просьбе переслали часть его домашней библиотеки - около тысячи томов, которые могли пригодиться в работе.

Лавров взялся написать для петербургской газеты «Неделя» серию «Исторических писем» - с размышлениями об истории, но не слишком политически конкретных, чтобы эти письма могли быть разрешены к печати. «Письма» он посылал из Тотьмы с оказией, минуя полицию и почту. Всегда находился кто-нибудь, кто ехал из Тотьмы в Вологду, а из Вологды в Петербург.

В конце августа 1868 года Лавров получил разрешение перебраться из глухой Тотьмы в губернский город Вологду. Но не прожил в Вологде и двух недель – на основании доноса тотемского полицейского исправника власти решили, что он человек для губернского города вредный. Из Петербурга пришло распоряжение выслать Лаврова из Вологды. Вернуться в Тотьму, где он уже оброс знакомствами, ему также не позволили.

Лавров был вынужден уехать в Кадников – маленький городок в той же Вологодской губернии, где страшно тосковал без общения и от отсутствия достойных собеседников. В Кадникове он был тогда единственным ссыльным, и наблюдать за ним было поручено двум жандармам. Беспросветность провинциальной жизни скрашивали только редкие встречи с Анной Чаплицкой, к которой Лавров несколько раз тайно ездил в Вологду, ускользая из-под полицейского наблюдения.

Узнав, что дочь Мария решила отправиться в свадебное путешествие с мужем за границу, Лавров в письме, отправленном с оказией, попросил их встретиться по возможности с Александром Герценом и спросить о перспективах его эмиграции в Европу, если удастся бежать из ссылки.

В феврале 1870 года Лавров при помощи знакомого дочери - революционера Германа Лопатина бежал из ссылки, по чужому паспорту пересек границу, и приехал в Париж, куда ранее уже успела перебраться Анна Чаплицкая.

В Париже Лавров связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в Первый интернационал. В апреле 1870 года был принят в действительные члены парижского Антропологического общества как знаток естественной истории.

В 1873—1877 годах редактировал журнал «Вперед» и одноименную двухнедельную газету, ставшие рупором направления русского народничества, названного «лавризмом».

После убийства императора Александра II Лавров сблизился с народовольцами и в 1883—1886 годах редактировал вместе с Л. А. Тихомировым «Вестник Народной воли».

В последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением, занимался написанием теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» и «Важнейшие моменты в истории мысли».

Петр Лавров умер в Париже 6 февраля 1900 года на 77-м году жизни. Похоронен на кладбище Монпарнас.

 

 
Петр Лаврович Лавров

Чем знаменит

Петр Лавров считается одним из основных идеологов российского народничества, а лавризм как система взглядов занимал значительное место в русском освободительном движении XIX века. В.И. Ленин называл Петра Лаврова «ветераном революционной теории».

Самым известным произведением Лаврова являются написанные в ссылке «Исторические письма», в которых содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям» проснуться, понять потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости.

Процесс исторического развития Лавров оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. По его мнению, историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому первая задача революционных деятелей — выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться на практике.

Важность «Исторических писем» состояла в том, что они выявили новый взгляд на историю общества и показали возможность превратить слепой исторический процесс в процесс сознательный, а человека рассматривали не как игрушку высших сил и непознаваемых законов, а как центр и движущую силу исторических событий.

В обстановке конца 1860-х — начала 1870-х годов это произведение стало одним из идейных руководств для практической деятельности революционных интеллигентов. Оно подвигло огромное количество разночинцев на пропагандистскую работу в народной среде.

 

О чем надо знать

Отдельные стихотворения Петра Лаврова имели успех и ходили по рукам в рукописях, хотя поэтического дарования по большому счету у него не было. Некрасов, характеризуя эту сторону творчества Лаврова, говорил, что стихи его — это рифмованные передовые статьи.

Самым известным стихотворением Лаврова стала  «Новая песня», опубликованная в газете «Вперед!» в июле 1875 года и получившая позднее название «Рабочая Марсельеза» («Отречемся от старого мира…»). В первые месяцы после Февральской революции «Новая песня» использовалась в качестве гимна.

Александр Блок писал, что это «прескверные стихи, корнями вросшие в русское сердце; не вырвешь иначе, как с кровью…». В 2013 году поэт Евгений Евтушенко отозвался на эти слова Блока такими строчками:

Тому простятся все грехи

(как подсказал нам Блока вывод),

чьи и прескверные стихи

из сердца русского не вырвать.

 

Прямая речь

О нравственной личности: «Для оценки значения и достоинства человека важно не то слово, которое он повторяет беспрестанно, а то чувство или та мысль, под влиянием которой он действует. Мало ли знаменитых лицемеров говорят о справедливости, о бескорыстии, о своей всегдашней преданности общему благу, а сами... готовы защищать самое вредное установление для своего отечества, лишь бы им было хорошо!».

Об ответственности поколений: «За грехи отцов мы ответственны лишь настолько, насколько продолжаем эти грехи и пользуемся ими, не стараясь исправить их последствий... Каждое поколение ответственно перед потомством за то лишь, что оно могло сделать и чего не сделало».

О роли интеллигенции в пробуждении народных масс: «В одном народе есть... достаточно энергии, достаточно свежести, чтобы совершить революцию, которая улучшила бы положение России. Но народ не знает своей силы, не знает возможности низвергнуть своих экономических и политических врагов. Надо его поднять. На живом элементе русской интеллигенции лежит обязанность разбудить его, поднять его, соединить его силы, повести его в битву. Он разрушит гнетущую его монархию, раздавит своих эксплуататоров и выработает своими свежими силами новое, лучшее общество. Здесь и только здесь — спасение России»

 

Не вечен будет сон; настанет пробужденье,

И устыдится Русь невежественной тьмы...

(Из стихотворения «Пророчество», 1857 год)

 

6 фактов о Петре Лаврове

  • Будучи преподавателем артиллерийской академии, Лавров предлагал вести там курс лекций по философии, но начальник военно-учебных заведений, великий князь Михаил Николаевич, наложил резолюцию: «А сему полковнику не разрешаю». После этого в академии ему дали шуточное прозвище «сей полковник».
  • Лавров никогда не писал сразу набело. Обычно первый черновик он откладывал в сторону и брался за другую статью, потом возвращался к черновику, перечитывал, обдумывал заново, что-то добавлял, подклеивал вставки, опять откладывал. Под конец каждый лист рукописи оказывался переделанным многократно, к каждой странице были подклеены вставки, а к этим вставкам еще вставки. В итоге перед сдачей в печать рукописи обычно приходилось отдавать переписчикам.
  • Для организации помощи осажденной Парижской коммуне Лавров ездил в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.
  • Полностью наследие Лаврова до сих пор так и не выявлено до конца. Известны 825 его произведений, 711 писем; раскрыто около 60 псевдонимов,
  • Последними словами Лаврова были: «Зовет… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».
  • Внучка Лаврова русская писательница Ольга Копылева (Розенфельд) в память о деде стала подписывать свои литературные произведения псевдонимом О. Миртов.

 

Материалы о Петре Лаврове

Биография Петра Лаврова

Сергей Тхоржевский. Испытание воли. Повесть о Петре Лаврове

Михаил Седов. П.Л. Лавров в революционном движении России

Статья о Петре Лаврове в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Статья о Петре Лаврове в Википедии

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.