Глава Ryanair Майкл О’Лири заявил, что на пилота самолета, который вынужденно сел в Минске, оказывалось «серьезное давление». По словам О’Лири, технически лайнер мог приземлиться в любой стране Прибалтики.
Выступая в комитете по транспорту Палаты общин Великобритании О’Лири сказал, что пилоту Ryanair не оставили выбора места приземления, хотя он неоднократно просил связи с операционным центром авиакомпании.
We're looking at international aviation law following the diversion of Ryanair flight 4978 to Belarus. The session will be livestreamed here from 9.30am on Tuesday 15 June. @Ryanair, @ATzanakopoulos, @milesmjackson, @robertcourts, @UK_CAA https://t.co/hhOme9PCdC
— Transport Committee (@CommonsTrans) June 14, 2021
28 мая О’Лири также направил письмо в Департамент авиации Белоруссии и назвал инцидент с посадкой самолета его авиакомпании в Минске «преднамеренным и незаконным» угоном, а также «незаконным и предосудительным действием».
О'Лири рассказал, что в Минске из самолета вышли три человека. Он предполагает, что это были агенты белорусских властей. Гендиректор Ryanair призвал установить их личности и освободить бывшего главреда Nexta Романа Протасевича.
Борт авиакомпании Ryanair, летевший рейсом Афины — Вильнюс, 23 мая экстренно сел в аэропорту Минска. В нем находился основатель оппозиционного белорусского Telegram-канала Nexta Роман Протасевич и его подруга, гражданка России Софья Сапега. Их обоих задержали.
Власти Белоруссии объявили, что получили угрозу взорвать самолет в письме, которое пришло от имени «солдатов ХАМАС». Палестинская группировка заявила, что это «не ее методы» и осудила Белоруссию за попытку вовлечь ее в ситуацию, связанную с задержанием оппозиционера.
26 мая президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что сообщение о минировании самолета Ryanair поступило из Швейцарии. Официальный представитель Федерального офиса по международным делам (МИД) Швейцарии Пьер-Алан Эльтшингер ответил, что их власти не имели отношения к сообщениям о минировании самолета.
Накануне дептранс Белоруссии опубликовал расшифровку переговоров диспетчера минского аэропорта и пилотов самолета. Из нее следовало, что воздушное судно посадили по рекомендации белорусской стороны.
Центр «Досье» вместе с изданиями The Daily Beast и Der Spiegel проанализировал копию письма отправленного «представителем ХАМАС» в минский аэропорт. Они выяснили, что белорусские диспетчеры сообщили пилотам о минировании самолета на полчаса раньше, чем получили это письмо. Представители швейцарского провайдера Proton также объявили, что письмо о минировании самолета Ryanair отправили после его разворота на Минск.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) объявила, что начала расследование в связи с ситуацией с самолетом авиакомпании Ryanair.