19 марта 2024, вторник, 10:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 июля 2021, 00:01

Человек дня: Борис Иогансон

Борис Владимирович Иогансон
Борис Владимирович Иогансон

 25 июля 1893 года родился художник Борис Иогансон, классик соцреализма

 

Личное дело

Борис Владимирович Иогансон  (1893-1973) родился в Москве в семье железнодорожного бухгалтера. Уже в детстве мальчик твердо решил стать живописцем. В 1912 году окончил Комиссаровское техническое училище. Начальное художественное образование получил в школе-студии Петра Келина. Затем с 1912 по 1918 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были Абрам Архипов, Николай Касаткин, Сергей Малютин и Константин Коровин.

С 1915 года начал участвовать в выставках – сперва в ученических, затем в выставках художников Московской школы, Московского товарищества художников, в том числе и в ряде заграничных выставок.

В 1919-1922 годах Иогансон работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии (Херсонская губерния). Именно в это время, в разгар Гражданской войны, происходило его становление как художника.

«Иогансон успел повоевать и на стороне белых, и на стороне красных. И факт его пребывания - он был призван именно в армию белую, в которой он почти полтора года ездил на поезде от Омска в Пермь, из Перми - в Омск, был в артиллерийском полку», - рассказывала искусствовед Наталья Александрова.

В 1922-1931 годах Борис Иогансон состоял в Ассоциации художников революционной России (АХРР). В эти годы в работах художника много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: «На борьбу с разрухой» (1922), «Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции» (1925). Рассказывает средствами живописи о новых отношениях и порядках: «Советский суд» (1928). Ищет новый социальный типаж: «Рабфак идет («Вузовцы», 1928). Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена его картина «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928).

В 1932 году Иогансон участвовал в создании Союза художников СССР. В своем творчестве он обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века - наследию Ильи Репина и Василия Сурикова. Интерпретируя его, он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, мастер стремился к созданию своеобразного советского эпоса.

Он искал образы «героев» и «злодеев» нового политического мифа и сталкивал их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» («Урал демидовский») (1937). В бригаде художников Иогансон создал также диораму «Переход через Сиваш» (1935–37). Иллюстрировал повесть М. Горького «Мать» (1937).

С 1937 года Иогансон преподавал в Институте имени Репина в Ленинграде (ИнЖСА), с 1939 года – в качестве профессора.

«Самым главным в воспитании молодого художника Иогансон считал постановку глаза художнику. Необходимо "ставить" глаз, как певцу голос. А это значит научить цельному видению. Цельность видения — основа основ живописца. Только обладая этим качеством, художник может правильно передать свое впечатление от окружающего мира, найти в нем главное, характерное, определить меру второстепенного», - вспоминал учившийся у Иогансона живописец Василий Руднев.

В 1941 году за полотно «На старом уральском заводе» Борис Иогансон был награжден Сталинской премией первой степени.

Великая Отечественная война заставила его прекратить работу над большими полотнами. Время требовало создания агитпанно, агитокон, плакатов. Как и большинство его коллег, художник занимался агитационным искусством, создал несколько антигитлеровских патриотических плакатов («Боец, освободи от фашистского гнета!» 1943).

В 1943 году Иогансону было присвоено звание народного художника СССР.

В 1947 году живописец создал масштабное, полотно «Праздник Победы».

В это время Иогансон проявил себя и как портретист. В частности, он написал портреты актрисы Малого театра Дарьи Зеркаловой (1947), художественного руководителя МХАТ Владимира Немировича-Данченко (1948).

В 1950 году под его руководством целая группа художников создала громадное полотно «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» – характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.

«Иогансон был режиссером и композитором всей этой картины. И основное - она писалась без эскиза, вживую – этюды с натуры вписывались в большой холст. Это тоже был метод очень сложный, который требовал от Иогансона как от главного в этой картине большого умения скомпоновать потом все это вместе», - рассказывала Александрова.

В следующем году за эту работу живописец был вновь удостоен Сталинской премии.

С 1951 по 1954 годы Иогансон был директором Государственной Третьяковской галереи. С 1953 года - вице-президентом, а в 1958-1962 годах - президентом Академии художеств СССР. В 1965-1968 годах художник был первым секретарем правления Союза художников СССР. В 1962 году он стал главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира».

С 1964 года Иогансон преподавал в Художественном институте имени Сурикова в Москве.

В 1966-1970 годах был депутатом Верховного Совета СССР. В качестве делегата Иогансон участвовал в работе XX и XXIII съездов КПСС.

В 1968 году художнику была вручена золотая звезда Героя социалистического труда.

Борис Иогансон скончался 25 февраля 1973 года в возрасте 79 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 
Борис Владимирович Иогансон

Чем знаменит

Борис Иогансон был одним из наиболее значительных представителей советской станковой живописи 1930-х годов. Он стал одним из крупнейших представителей советского официального художественного направления – социалистического реализма. Фактически, был одним из основоположников этого стиля в живописи. Все художественное наследие Иогансона принадлежит классике советского искусства. Он был среди тех, чье творчество определяло характер развития культуры Советского Союза.

Также Иогансон был крупным педагогом, из его мастерской вышли многие значимые советские и российские художники.

 

О чем надо знать

Иогансон принял «социалистический реализм» как основной метод советского искусства. В дальнейшем придерживался основного его требования: советский художник должен правдиво, исторически-конкретно изображать действительность в ее революционном развитии.

Картины Бориса Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам соцреализма.

 

Прямая речь

Борис Иогансон о Константине Коровине: «Я учился в классе К. Коровина в Училище живописи два года и имел возможность узнать его ближе в непосредственном с ним соприкосновении. Это был человек необыкновенной одаренности во всех областях искусства, мастер живописи, к тому же наделенный исключительным живописным глазом, весельчак, эпикуреец... Он влиял, в смысле живописной направленности, даже на таких художников, как Серов и Левитан. Они любили в нем талант живописца и обращались именно к этой стороне его дарования».

Завотделом живописи второй половины XX века ГТГ Наталья Александрова о детстве и юности Иогансона: «Он из разночинной среды, из среды довольно средней. И он кругом писал и рассказывал, что его самые яркие впечатления детства – это ситуация, близкая к Достоевскому - то есть такой некрупный чиновник отец, и мать, которая тянет одна там троих детей, неизвестно на какие деньги. <…> Самое яркое впечатление, когда он увидел в Третьяковской галерее картины, он увидел картину «Крах банка» Маковского, и был потрясен, насколько персонаж этой картины напоминает его жизнь - Фирсановский переулок в Грузинах, - это такой район нищей, разночинной молодежи. Но потом он умудрился получить все-таки бесплатное очень хорошее образование в Комиссаровском училище, и где-то в некоторых местах он упоминает, что его дед был одним из основателей этого училища – технического рисования. И, благодаря этому, он имел право на бесплатную учебу».

Василий Руднев о живописном методе Иогансона: «При каждом посещении мастерской Борис Владимирович повторял свое излюбленное: "Живопись - это постоянное сравнивание и вытаскивание различий". При работе с натурой он советовал изучать, сравнивать одно с другим. Стараться видеть разницу в близких сочетаниях. Особенно трудно увидеть различие между серыми цветами. Если их несколько в природе, то неопытному художнику порой и невозможно сравнить их все сразу. Поэтому нужно находить разницу между двумя-тремя цветами по светотени и оттенку первичного цвета, а потом сравнивать с ними остальные.
С первого прикосновения кисти к холсту необходимо видеть и писать различие между светами по светосиле и оттенку цвета. То же самое между полутонами и тенями. Надо постоянно сравнивать темные с темными, светлое со светлым, холодные с холодными, теплые с теплыми и проверять все цельным видением одновременно натуры и холста. Всегда Иогансон советовал начинать писать с тени. Когда тень верно и звучно написана, она не позволит впасть в белесость при дальнейшей работе. Никогда не нужно писать один цвет от другого. В природе они существуют всегда вместе, всегда связаны и зависят друг от друга. Начиная писать тень на лице, необходимо тут же писать и свет и фон. Иногда нужно писать не то место, над которым долго бьешься, а соседнее. "Живопись — это весы, и если неверно берется цвет по силе напряженного света и цветовой окрашенности, то одна чаша начинает подниматься, а другая опускается. Необходимо равновесие", — при этих словах Борис Владимирович поднимал свои плотные, с очень подвижными, кистями и пальцами руки наподобие весов.

Говоря о живописи, Иогансон указывал, что в ней, как и в диалектике, идет борьба противоположностей и их единство. Теплые борются с холодными, темное со светлым, находясь в гармонии целого. Заканчивая свое посещение мастерской, он добавлял: "Самое трудное в живописи - найти цвет, какой надо, и положить, куда надо"».

 

4 факта о Борисе Иогансоне

  • Отец художника Владимир Иогансон имел шведское происхождение.
  • В годы Гражданской войны Борис Иогансон служил декоратором, а иногда и актером в театре при артиллерийском полку в армии Колчака и писал его портреты.
  • В 1958 году получил золотую медаль на выставке в Брюсселе за картину «На старом уральском заводе».
  • Сын Иогансона Андрей (1916) и его внук Игорь также стали художниками. Правнук Борис стал историком искусства.

 

Материалы о Борисе Иогансоне

О методе Б. В. Иогансона в преподавании живописи и композиции

Художник, один из основателей соцреализма Борис Иогансон и его картина «Допрос коммунистов»

Статья о Иогансоне в русской Википедии

Биография Бориса Иогансона

Борис Иогансон в энциклопедии «Кругосвет»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.