Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская дала интервью британской газете The Guardian. Ровно год назад в Белоруссии прошли выборы президента, которые вызвали большой общественный резонанс.
«Люди не понимают масштаб трагедии. Когда вы говорите, что одному политзаключенному требуется €2000 для его семьи, на продукты, а их 600, и еще так много тех, кто не был объявлен политзаключенным и находится в тюрьме, и их семьи, люди, которых нужно переселить, медиа-бизнес, который был разрушен, предприятия, НПО, все это требует [финансовой] поддержки», — сказала она.
Тихановская также призналась, что люди возложили на нее «слишком много ответственности». «Люди забывают, что год назад я была просто матерью, совсем не занимавшейся политикой. Мне пришлось многому научиться, и я стараюсь делать то, что могу, там, где я нахожусь... Но ответственность лежит не только на мне, но и на всех белорусах», — сказала Светлана Тихановская.
В 2020 году Тихановская была единственным оппозиционным кандидатом, которого власти Белоруссии допустили к выборам президента. Она заняла второе место по официальным данным ЦИК, уступив действующему президенту Александру Лукашенко. Оппозиция настаивала на том, что выиграла Тихановская.
После выборов в республике начались митинги. Тиховская была вынуждена уехать из страны. Вид на жительство ей предоставили власти Литвы. В марте СК Белоруссии объявил Тихановскую в розыск по обвинению в организации массовых беспорядков. Замминистра иностранных дел Литвы Мантас Адоминас заявил, что Вильнюс не выдаст Минску оппозиционерку. Через месяц КГБ Белоруссии включил ее в список лиц, причастных к терроризму.
Руководство ряда европейских стран и США не признали результаты выборов. Белорусскую власть обвинили в фальсификации голосования и в применении насилия к протестующим. США и ЕС ввели санкции против Белоруссии из-за нарушения прав человека в республике. ЕС также ввел дополнительные санкции на нефтяной сектор республики и производство в калийной сфере.