28 марта 2024, четверг, 17:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 августа 2021, 00:01

Человек дня: Николай Касаткин

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский

13 августа 1836 года родился Николай Касаткин, православный миссионер, первый архиепископ православной церкви в Японии.

 

Личное дело

Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин, 1836 – 1912) был сыном дьяка сельской церкви в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии. Учился в уездной начальной приходской школе, затем в Смоленской духовной семинарии. Окончив ее с отличием, получил возможность продолжить обучение в Петербургской духовной академии.

О миссионерстве Иван мечтал с юных лет, а, прочитав книгу «Записки капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах», решил отправиться именно в Японию. Узнав, что в церкви при недавно открытом русском консульстве в городе Хакодатэ нужен священник, он решил отправиться туда. Помимо него на объявление откликнулись еще более десяти студентов академии, но все они желали принадлежать к женатому духовенству, а Иван намеревался стать монахом, поэтому была выбрана именно его кандидатура.

23 июня 1860 года Иван Касаткин принял монашеский постриг с именем Николай, а 30 июня был рукоположен в сан иеромонаха. Уже на следующий день после этого он отправился из Петербурга в долгий путь в Японию. За месяц доехал до Иркутска, переправился через Байкал, затем проехал Читу, достиг Амура и по реке к концу сентября добрался до Николаевска. В это время Японское море покрылось льдом, так что Николаю пришлось остаться в городе на зиму. Там он встретил архиепископа Иннокентия, который много лет распространял христианство среди алеутов. Тот тоже ждал, когда откроется морской путь. Иннокентий дал много советов и наставлений молодому миссионеру и, в частности, убедил его «перевести священное писание и молитвослов на язык новообращаемых туземцев с тем, чтобы православие укоренилось в их культуре».

В Хакодатэ Николай прибыл на русском военном корабле «Америка» 2 июля 1861 года. Выполняя свои обязанности священника церкви при консульстве, Николай в свободное время усердно изучал японский язык и знакомился с культурой страны. Уже через два года он довольно свободно говорил по-японски и обучал нескольких японцев русскому языку. Николай стал посещать проповеди буддийских монахов, чтобы узнать подробности их учения, прочел в оригинале главные японские исторические трактаты «Кодзики» («Записи о деяниях древности»), «Нихон Сёки» («Анналы Японии»), «Нихон Гайси» («Внешняя история Японии»), а также «Лотосовую сутру» и другие книги буддийского канона.

В конце 1860-х проповедь христианства среди японцев была запрещена, и обращение в православие первых японцев Николай должен был совершать тайно. Первых своих японских учеников он крестил в 1868 году. Они стали его помощниками, занимаясь проповедью среди свои соотечественников.

С 1872 года Николай смог проповедовать открыто. Святейший Синод учредил в Японии православную миссию, в которой Николай получил сан архимандрита. В Токио был куплен земельный участок для возведения церкви и здания миссии. Николай считал важной своей целью появление в Японии православных священнослужителей из коренных жителей страны. Он часто говорил японским верующим: «Мы, иностранцы, должны как можно скорее сделаться ненужными. Я вам это и раньше советовал, и сейчас советую, и всегда буду советовать». Уже в 1875 году Николай рукоположил первого священника–японца.

При православной миссии Николай основал катехизаторское, семинарское, причетническое и женское училища. В 1877 году начал печататься православный журнал «Церковный вестник». В результате активной деятельности Николая к 1878 православных японцев было уже до шести тысяч человек, а к 1886 году это число удвоилось. Благодаря его переводческой работе богослужения совершались на японском языке.

В 1880 году отец Николай был возведен в сан епископа Ревельского, викария Рижской епархии, с откомандированием в Японию. В 1884 году на холме Сурудагай рядом с православной миссией в Токио был заложен собор Воскресения Христова. 24 февраля (8 марта) 1891 года собор был освящен. Он был открыт ежедневно, всем посещающим храм специально назначенный человек давал объяснения, а в случае интереса к православию указывал адрес ближайшего катехизатора. Воскресенский собор и сейчас служит кафедральным собором Японской автономной православной церкви и известен в Японии под названием Никорай-до - «храм Николая».

Во время русско-японской войны Николай был единственным из российских подданных, оставшимся в Японии. Своим прихожанам он тогда говорил, что они «по присяге обязаны исполнять свой воинский долг, но воевать – совсем не значит ненавидеть неприятеля, это значит – защищать свое Отечество». Богослужебные каноны предписывали молиться за победу своей страны, Николай подтвердил, что это должно исполняться и в православных храмах Японии, но сам в годы войны участия в общественных богослужениях не принимал, так как не мог молиться о победе Японии над Россией.

В 1906 году Николай был возведен в сан архиепископа Токийского и всея Японии.

Умер архиепископ Николай 3 февраля 1912 года в Токио и стал первым иностранцем, погребенным на центральном кладбище японской столицы.

 

 
 Епископ Николай (Касаткин), глава Духовной миссии в Японии

Чем знаменит

Как проповедник православия в Японии, архиепископ Николай был в 1970 году канонизирован Русской православной церковью в лике равноапостольных. Память святого Николая Японского отмечается 3 (16) февраля. В результате его многолетних трудов к 1912 году в Японии было 266 православных общин, 33017 верующих и 43 священнослужителя, 35 из которых были японцами по происхождению. Японская автономная православная церковь использует в богослужении переводы, сделанные архиепископом Николаем.

 

О чем надо знать

Примечательна история первого японца, обращенного в православие отцом Николаем. Это был бывший самурай Савабэ Такума, женившийся на дочери синтоистского священника и унаследовавший после смерти тестя его сан. Савабэ Такума был сторонником движения Сонно Дзёи, возникшего как реакция на давление со стороны США и европейских государств, заставивших Японию открыть доступ иностранцам в страну. Сторонники Сонно Дзёи требовали изгнания всех «варваров» из страны, считая, что их присутствие приведет к подчинению Японии иностранным державам. Савабэ Такума полагал, что христианская религия служит орудием для сокрушения японского духа. В 1865 году он пришел с мечом к отцу Николаю, чтобы убить его. Николай сказал ему, что нельзя осуждать чужую веру, ничего не зная о ней, и предложил познакомиться с христианским вероучением. В результате их занятий Савабэ Такума решил принять православие, и в апреле 1868 года отец Николай крестил его, дав имя Павел. Такума оставил свой синтоистский храм и, не смотря на презрение со стороны многих соотечественников, стал православным проповедником. Со своей миссией посещал области Японии, куда доступ отцу Николаю как иностранцу был закрыт. В 1872 году на некоторое время за проповедь христианства был заключен в тюрьму. В 1875 году Павел Савабэ стал первым японцем, рукоположенным в православные священники.

 

Прямая речь

Приехав в Японию, я, насколько хватало сил, стал изучать здешний язык. Много потрачено времени и труда, пока я успел присмотреться к этому варварскому языку, положительно труднейшему в свете… И такие люди, как пресловутый знаток японского языка, француз Рони, осмеливаются писать грамматики японского языка! Хороши грамматики, которые приходится бросать в угол как ненужный хлам, спустя неделю по приезде в Японию! Видно, долго еще изучающим японский язык придется изучать его инстинктом, чрез чтение книг и механическое приучение себя к тем или другим оборотам разговорной и письменной речи. Так инстинктивно и я научился, наконец, кое–как говорить и овладел тем самым простым и легким способом письма, который употребляется для оригинальных и переводных ученых сочинений. С этим знанием я немедленно приступил к переводу Нового Завета на японский <…> Между тем я старался делать, что возможно, и для непосредственно миссионерской цели. На первый раз, конечно, нужно было искать людей, которые, приняв христианство, способны были бы, в свою очередь, сами служить к распространению его… Уж четыре года спустя, по прибытии моем сюда, Бог послал мне одного человека… Познакомившись с Верою, он почувствовал отвращение к своему служению, бросил его и решился посвятить свои силы на служение Богу истинному. Спустя год, он нашел себе товарища, а еще в продолжение года они нашли себе третьего собрата. <…> Но вдруг [в апреле 1868 года] в Хакодате получаются указы нового правительства: третьим из них — запрещение принимать христианскую веру. <…> Так как они давно уже приготовлены были к крещению, то я (18–го мая) крестил их, нарекши имена: <…>, снабдил книгами и отправил в разные стороны… Целию их путешествия, кроме ближайшей — скрыться от опасности, поставлено еще то, чтобы они хорошенько разузнали везде направление умов, постарались найти людей, нужных для нашего дела и, наконец, если можно, положили по местам хоть начатки христианских обществ.

Архиепископ Николай «И в Японии жатва многа… Письмо русского из Хакодате»

 

Пять фактов об архиепископе Николае

  • Во время встречи в Николаевске-на-Амуре епископ Иннокентий сам скроил для Николая новую бархатную рясу, сочтя имевшуюся у него недостаточно солидной. «Поедешь туда, все будут смотреть, какой-де он, что у них за священники. Нужно сразу внушить им уважение», – объяснял он молодому миссионеру.
  • В годы русско-японской войны архиепископ Николай основал Общество духовного утешения военнопленных. Хотя ему самому японские власти не позволяли лично общаться с русскими пленными, он направил для работы среди пленных пятерых японских священников, владевших русским языком.
  • 19 марта 1978 года была освящена часовня святителя Николая Японского, выстроенная с южной стороны Воскресенского собора в Токио.
  • Русской православной церковью был учрежден орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, который вручается за миссионерское и просветительское служение.
  • Сохранились дневники архиепископа Николая, которые он вел в Японии на протяжении многих лет. В 2004 году они были изданы в пяти томах.

 

Материалы об архиепископе Николае

Статья об архиепископе Николае в русской Википедии

Архиепископ Николай в проекте «Хронос»

Статья об архиепископе Николае в энциклопедии «Большой Российской энциклопедии»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.