17 октября 2021, воскресенье, 04:29
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Предками «Великана из Сегорбе» были как европейцы, так и африканцы

University of Huddersfield

Международная группа археологов и генетиков установила, что человек, живший на юге Испании в эпоху мусульманского владычества, имел среди своих предков как испанцев, так и африканских берберов.

Человек, останки которого были обнаружены в исламском некрополе XI века в городе Сегорбе, недалеко от Валенсии, получил у археологов прозвище «Великан из Сегорбе» из-за своего необычного роста (184–190 см). По скелету можно было предположить, что он имел какое-то африканское происхождение.

Анализ древней ДНК провели Марина Сильва (Marina Silva) и Гонсало Отео-Гарсиа (Gonzalo Oteo-Garcia) из Университета Хаддерсфилда. Они обнаружили, что великан из Сегорбе имел высокоспецифичные североафриканские генетические линии как митохондриальной ДНК, так и по ДНК Y-хромосомы, то есть по прямым мужской и женской линии. Это наводило на мысль, что его предками были берберы из северо-западной Африки. Но детальное рассмотрение выявило более сложную ситуацию.

Полногеномная родословная показала, что великан из Сегорбе нес в своих хромосомах значительную часть — вероятно, более половины — местной испанской ДНК. Более того, анализ стабильных изотопов показал, что он, скорее всего, вырос на юге Испании. Следовательно, он принадлежал к оседлому сообществу, в котором были перемешаны местные испанские и иммигрантские североафриканские предки.

Директор исследовательского центра эволюционной геномики при Университете Хаддерсфилда профессор Мартин Ричардс отметил, что генетически великан из Сегорбе очень отличался от современных жителей Валенсии, которые практически не сохранили берберского генетического наследия. Это можно объяснить изменением политической ситуации после христианского завоевания Испании, говорит Отео-Гарсия: «После указа об изгнании из Валенсии морисков, то есть мусульман, которые уже были насильственно обращены в христианство, последовало переселение людей с севера, тем самым изменив генетические вариации в регионе».

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.