27 ноября 2021, суббота, 08:20
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Геомагнитное исследование поможет найти места падения древних метеоритов

Ударный конус
scientia.global

Геофизик Гюнтер Клетечка (Gunther Kletetschka) из Университета Аляски предложил новый метод поиска мест падения метеоритов, который позволяет добиваться успеха даже в тех случаях, когда никаких следов метеоритного кратера уже не сохранилось.

Ключ к поиску, по мнению ученого, заключается в значительно сниженном уровне естественной остаточной намагниченности горных пород, которые подверглись интенсивному воздействию метеора в ходе его приближения и удара о поверхность. Камни, не измененные антропогенными или неземными силами, обычно имеют от 2 до 3 % естественной остаточной намагниченности, которая обеспечивается определенным количеством зерен магнитных минералов — чаще всего магнетита или гематита, или того и другого. Гюнтер Клетечка обнаружил, что у образцов, собранных на импактной структуре Санта-Фе в Нью-Мексико, остаточный магнетизм составляет менее 0,1 %.

Импактная структура Санта-Фе представляет собой разрушенный остаток кратера от удара болида в горах Сангре-де-Кристо к северо-востоку от города Санта-Фе. Открыт он был в 2005 году геологом, который заметил в скалах на дороге, проложенной несколько десятилетий назад, редкую геологическую особенность — конусы разрушения. Они возникают в коренных породах под кратерами от удара метеорита или подземных ядерных взрывов и свидетельствуют о том, что порода подверглась удару с давлением в диапазоне 2–30 ГПа. Объект в Санта-Фе называют не кратером, а импактной структурой, так как он сильно разрушен эрозией. Сегодня на поверхности остались только скалы основания древнего кратера. По текущим оценкам, падение болида произошло от 1,4 до 1,6 миллиарда лет назад. Размеры существовавшего ранее кратера можно оценить лишь приблизительно. Конусы разрушения обнаруживаются примерно на протяжении 1 мили (1,6 км) вдоль шоссе, что интерпретируется как бывшая центральная область внутри кратера большего диаметра.

Снижение магнетизма в породах, подвергшихся удару метеорита, Клетечка объясняет воздействием плазмы, возникшей в момент удара, на электроны в атомах горных пород. Работа ученого теперь позволит исследователям определять место падения метеорита даже там, где не обнаружены конусы разрушения.

Ученый сообщил о своих выводах в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.