19 марта 2024, вторник, 11:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 ноября 2021, 00:01

Человек дня: Петр Клейнмихель

Петр Андреевич Клейнмихель
Петр Андреевич Клейнмихель

30 ноября 1793 года родился Петр Клейнмихель, строитель Николаевской железной дороги, министр путей сообщения.

Личное дело

Петр Андреевич Клейнмихель (1793—1869) родился в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Его прадед был высокорослым гренадером по прозвищу Малыш Михель (нем. Kleinmichel) и служил в армии саксонского короля, дед и отец проходили службу уже у российских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Отец Клейнимихеля и вовсе принял православие, дослужился до генерал-лейтенанта и был директором Второго кадетского корпуса.

При рождении Петр по обычаям того времени был зачислен в дворянский полк, до начала службы получил прекрасное домашнее образование. В 1808 году по настоянию отца 15-летний юноша поступил в лейб-гвардии Гренадерский полк, где находился под отцовским присмотром. К началу службы уже имел чин подпоручика.

В марте 1812 года 19-летний Клейнмихель перевелся в Преображенский полк и вскоре был назначен адъютантом к графу Аракчееву, более всего ценившему в подчиненных исполнительность и добросовестность. Этим и сумел отличиться Клейнмихель во время кампании против Наполеона в 1812—1814 годах. В 1814 году ненадолго стал флигель-адъютантом царя, тогда же — петербургским плац-майором (помощником коменданта), а в 1819 году был назначен начальником штаба военных поселений. По свидетельствам современников, Клейнмихель даже превосходил жестокостью своего легендарного наставника Аракчеева. «Аракчеева нет, но зубы его остались», — говорили о военачальнике.

Смерть Александра I и отставка Аракчеева никак не повлияли на карьеру Клейнмихеля. Новый император Николай I (Николай Павлович, прозванный в народе Николай Палкин) назначил его членом комитета для составления устава пехотной службы (1826) и главным управляющим департаментом военных поселений. После декабрьского пожара 1837 года в Зимнем дворце (тогда полностью выгорели второй и третий этажи здания) Николай I «собрал своих лучших архитекторов и просил их починить ему дом скорее». Они запросили на это минимум два года, генерал-адъютант Клейнмихель вызвался отремонтировать дворец за год и три месяца, к Пасхе 1839 года. После сдачи работ был возведен в графское достоинство и получил шуточное прозвище «Клейнмихель-дворецкий». В его честь также была выбита золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».

В феврале 1842 года стал членом комитета и строительной комиссии для устройства железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву, в том же году возглавил Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Ранее уже имел опыт руководства строительством: под руководством Клейнмихеля в военных поселениях прокладывались шоссейные дороги и возводились небольшие мосты. На посту начальника строительства железных дорог помимо первой в России Николаевской железнодорожной ветки завершил постройку постоянного моста через Неву и соорудил Николаевский цепной мост в Киеве.

К постройке железных дорог Клейнмихель не допускал частных компаний. Быстрота строительства стоила больших денег казне и многих человеческих жертв, что было причиной всеобщей ненависти к царскому управленцу.

После коронации Александра II Клейнмихель был обвинен в «злоупотреблениях по службе», императорская комиссия доказать злой умысел и личную корысть графа не смогла, однако Клейнмихель ушел со своего поста, оставшись лишь членом Государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.

Скончался в возрасте 75 лет от отека легких, похоронен на кладбище при Александро-Невской лавре Петербурга.

Чем знаменит

Главным делом Клейнмихеля было сооружение железной дороги между Петербургом и Москвой. До него считалось, что в России строить железные дороги невозможно из-за погодных условий и отсутствия специалистов. Лишь немногие инженеры стажировались за границей, где набирались опыта железнодорожного строительства. Большинство же российских архитекторов и чиновников имело весьма приблизительное представление о технологии постройки. Первая в России железная дорога способствовала развитию и экономическому подъему всего северо-западного региона страны. Она имела и военно-стратегическое значение.

О чем надо знать

Петр Клейнмихель

Военные поселения, которыми одно время руководил Клейнмихель, были организованы в 1810 году повелением Александра I. Чтобы снизить расходы на содержание огромной армии, 40 полков были переведены на режим самообеспечения, то есть совмещали военную службу с сельскохозяйственными работами. В 1817 году главным начальником этих поселений стал граф Аракчеев. Он ввел палочную дисциплину и жестко регламентировал жизнь солдат и военизированных крестьян. Сменивший графа в 1819 году Клейнмихель попытался улучшить жизнь поселенцев. Он организовал там хлебопекарни и магазины, ряд заводов — конные, лесопильные, а также школы и медпункты. Также отменил часть крестьянских недоимок и повинностей. Однадко стихийные бунты поселенцев продолжились. На местах, как и прежде, царили произвол и злоупотребления.

Прямая речь:

По свидетельству одного из современников, главноуправляющий железными дорогами был «до крайности горяч, нетерпелив, необыкновенно энергичен, быстр в решениях и обладал характером твердым и независимым».

«В 1850 году, во время приезда государя в Москву на коронационный день, 22-го августа, император спросил Клейнмихеля за обеденным столом: «Когда же ты привезешь меня в Москву на железной дороге?» Клейнмихель ответил моментально: «На будущий год, на коронацию, ваше величество!» За столом был директор работ Мельников; но Клейнмихель не спросил у него в этот момент ничего, а после обеда позвал в кабинет и сказал: «Вы слышали мой ответ государю?» — «Слышал, — ответил Мельников, — но это немыслимо». — «Вы слышали, и это должно быть и будет!».             Один из инженеров-строителей Николаевской железной дороги Валериан Панаев о сроках сдачи.

«Приехав ко мне на ночлег, Клейнмитхель тотчас позвал меня к себе и заставил объяснить ему: надеюсь ли я окончить работу к сроку и какие мне нужны средства? Я объяснил ему, что наличные рабочие силы совершенно недостаточны, что досок, тачек, польских лопат и разного другого инструмента слишком мало, что может пройти месяц или более, прежде нежели подрядчик укомплектует все до нужного размера и что остается единственное средство — обязать подрядчика обратиться к местным жителям, хотя и не землекопам, но которые, вместо лопат, могут вооружиться, для рытья земли, сошниками /режущая часть сохи/, надетыми на толстые палки, а вырытую землю выносить в рогожах, мешках и в чем ни попало… Действительно, мы так и распорядились. Едва крестьяне засеяли яровое поле, мы кликнули, как говорится, клич по всем окрестным деревням, и к нам явились тысячи народа с бабами. Мужики рыли землю сошниками, а бабы таскали ее — кто в мешках, кто в рогожах, кто в фартуках и даже просто в подолах».           Панаев о том, как велись работы. 

4 факта о Петре Клейнмихеле

  • У Клейнмихела, говоря современным языком, было много фолловеров. На посту министра путей сообщения он издавал многостраничные приказы, которые были написаны таким совершенным слогом, что петербургская публика стала подписываться на их получение. «Главный форс Клейнмихеля был всегда в симметрии на бумаге: списки с множеством столбцов, озаглавленных буквами разных шрифтов и очерченных самыми лучшими карминными чернилами, гармония цвета поля с цветом надписи на ярлыках и т. п. — в этом заключалась его заслуга, выдвинувшая его вперед по службе», — писал один из ближайших подчиненных Клейнмихеля К. И. Фишер. Также Клейнмихель добился аккуратности в документообороте и от чиновников своего ведомства: «дурной слог и почерк бумаг, исходящих из главного управления, изменился к лучшему; большую часть бумаг стали составлять с большим тщанием, а почерк во всех сделался вдруг весьма хорошим».
  • Большинство построек во времена Клейнмихеля возводились быстрее, чем раньше. Исключение здесь составляли лишь храм Христа Спасителя и Исаакиевский собор, строительство которых затянулось на долгие годы.
  • Граф всегда лично контролировал ход строительства. Во время постройки Николаевской дороги объезжал работы дважды в год, весной и осенью, «большей частью в самую распутицу», для того чтобы лучше видеть все недостатки насыпи. «Когда же дорога была готова, свидетельствовал ее нарочно при захождении солнца, чтобы заметнее выказывались шероховатости щебенки».
  • Петр Клейнмихель был дважды женат, покоится рядом со второй супругой. Ни один из его пяти сыновей-офицеров не оставил заметного следа в истории России.

 

Материалы о Петре Клейнмихеле:

Статья о Петре Клейнмихеле в Википедии

Биография на сайте Partner-inform.de

Страницы биографии на сайте Zdt-magazine.ru

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.