19 марта 2024, вторник, 13:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 мая 2022, 00:01

Человек дня: Дональд Маклэйн

Дональд Дьюарт Маклэйн
Дональд Дьюарт Маклэйн

25 мая 1913 года родился Дональд Маклэйн, разведчик, один из «Кембриджской пятерки».

Личное дело

Дональд Дональдович Маклэйн (1913-1983) родился в Мэрилебоне — зажиточном квартале на севере Вестминстера (Лондон) в семье видного британского политического деятеля от партии либералов Дональда Маклэйна. С 1920 по 1931 годы учился в элитном Итонском колледже. В 1931 году поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета на факультет современных языков. Там он проучился два года, затем еще год — в Лондонском университете. Специалист по Франции и Германии.

В августе 1934 года Маклэйн был завербован советской разведкой при посредстве его студенческого приятеля Кима Филби.

Свое решение сотрудничать с Советами сам Маклэйн объяснял потом осознанием нараставшей угрозы фашизма. Он видел, что правительство страны не только не понимает степень этой угрозы, но даже пытается заигрывать с нацистской Германией и фашистской Италией. Советский Союз, в котором еще не начались массовые репрессии, имел в этом смысле весьма привлекательный имидж в глазах европейских интеллектуалов, которые видели в нем единственную надежду на лучшее будущее человечества.

«Дональд и его соратники, как выходцы из благополучных и даже богатых семей, чувствовали себя виноватыми, ответственными за нищенскую жизнь большинства людей. Они были совестливые люди и по этой причине готовы были посвятить свои жизни светлому, как им казалось, будущему других людей. Это будущее они связывали с Советским Союзом, с идеями коммунизма», — писал об этом феномене один из близких друзей Маклэйна знаменитый советский разведчик Джордж Блейк.

Сам Маклэйн еще студентом в 1932 году вступил в Коммунистическую партию Великобритании и намеревался активно работать в коммунистическом движении.

После окончания учебы в университете Маклэйн хотел заняться изучением истории христианства, поскольку усматривал много общего между христианскими и коммунистическими идеалами. Однако московское руководство по-другому смотрело на дальнейшую карьеру перспективного агента. Маклэйну было настоятельно рекомендовано выйти из компартии и устроиться на службу в Министерство иностранных дел Великобритании (Форин офис).

В том же 1934 году он был принят на английскую дипломатическую службу в Форин офис. И вскоре в Москву начала поступать ценная информация.

В 1938 году Маклэйна отправляют секретарем английского посольства в Париж. Он получает возможность собирать информацию от французских и американских коллег-дипломатов. В Париже Дональд встретил свою будущую жену, американку Мелинду Марлинг, на которой женился в июне 1940 года. Накануне вступления немцев в Париж Маклэйна переводят в Вашингтон, также секретарем посольства. Помимо прочего, он руководит совместным комитетом по ядерным исследованиям и получает доступ к документам американской атомной программы.

В 1944 году его назначают первым секретарем английского посольства в Вашингтоне, в 1948-м — советником посольства в Каире.

В 1950 году Маклэйн становится руководителем американского отдела Форин офис и получает доступ к секретной информации по ядерной программе. Он занимался согласованием позиций двух стран в связи с войной в Корее и возможным использованием американского атомного оружия для удара по Северной Корее. Полученная в это время от Маклэйна информация имела для Москвы первостепенное значение.

В мае 1951 года Маклэйн попал под подозрение, о чем был вовремя предупрежден Кимом Филби, одним из руководителей британской разведки. Предупреждение о грозящем аресте побудило его искать убежище в СССР. Вместе с еще одним советским агентом Гаем Берджессом, также находившимся на грани разоблачения, они объявили, что уезжают в отпуск и оба в тот же вечер сели на паром во Францию, откуда их уже переправили в Советский Союз.

После бегства Маклэйна и Берджесса в Англии и США разразился громкий скандал. Глава МГБ С.Д. Игнатьев распорядился «в целях безопасности» отправить Маклэйна в закрытый для посещения иностранцев Куйбышев (ныне Самара). Имя разведчику тоже пришлось сменить. Как писал он в автобиографии: «По просьбе компетентных инстанций принял фамилию Фрейзер, имя Марк Петрович». В 1953 году к Маклэйну присоединились жена и дети.

Чтобы как-то занять внезапно вырванного из привычной среды дипломата-разведчика, Куйбышевское УМГБ трудоустроило Маклэйна, не говорившего по-русски, в местный пединститут преподавателем английского языка.

В куйбышевской ссылке Маклэйн провел четыре года, вынужденный общаться по большей части с местными чекистами. Непосредственное знакомство с советской жизнью лишило его многих иллюзий, тем более что в это время в стране разгоралась кампания борьбы с «буржуазными космополитами».

Только после смерти Сталина, летом 1955 года, ему разрешили обосноваться в Москве. Маклэйну предоставили хорошую квартиру в центре, на Большой Дорогомиловской улице возле Киевского вокзала, и небольшую дачу в мидовском поселке Чкаловский. Его наградили орденом Боевого Красного Знамени и устроили консультантом в журнал «Международная жизнь», официоз МИД. Здесь Маклэйн-Фрейзер пробует себя в качестве журналиста-международника под очередным псевдонимом — С. Мадзоевский.

По приезде в СССР Маклэйн хотел восстановить свое членство в компартии Великобритании, однако ему не позволили, как не позволили вступить и в ВКП(б). В ряды КПСС Марка Петровича Фрейзера приняли только после разоблачившего культ личности XX съезда партии.

С 1961 года до своей кончины Маклэйн работал в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР, где занимался исследовательской работой по английской и европейской проблематике.

В середине 70-х у Маклэйна обнаружили рак предстательной железы. Врачи сумели замедлить течение болезни, подарив ему семь лет жизни. Все эти годы он продолжал интенсивно работать.

Умер Дональд Маклэйн 7 марта 1983 года в Москве в возрасте 69 лет.

 

Чем знаменит

 
Дональд Маклэйн. Фото: nvo.ng.ru

 

Один из самых известных агентов советской внешней разведки, входивший в знаменитую «Кембриджскую пятерку» – группу советских агентов в Великобритании, завербованных в 30-х годах XX века в Кембриджском университете. Бывший директор ЦРУ Аллен Даллес называл «Кембриджскую пятерку» «самой сильной разведывательной группой времен Второй мировой войны».

За годы сотрудничества с советской внешней разведкой Маклэйн передал ей большое количество секретных документальных материалов, в том числе шифрованную переписку МИД Англии со своими посольствами за границей, протоколы заседаний кабинета министров, планы США и Великобритании по вопросам использования атомной энергии в военных целях. Его информация по этой проблематике была получена в сентябре 1941 году и сыграла важную роль в развертывании аналогичных работ по созданию атомного оружия в нашей стране.

О чем надо знать

О работе Маклэйна на советскую разведку известно гораздо больше, чем  о «советском» периоде его жизни. Между тем Маклэйн провел в СССР свыше тридцати лет.

В 1961 году президент АН СССР академик А.Н. Несмеянов обратился в ЦК КПСС с просьбой разрешить зачислить в ИМЭМО английского политэмигранта, члена КПСС с 1956 года «тов. Фрейзера М.П.». Обращение получило одобрительную визу КГБ. 11 апреля 1961 г. член Президиума, секретарь ЦК КПСС Н.А. Мухитдинов и секретарь ЦК КПСС О.В. Куусинен наложили резолюцию: «Согласиться».

После прихода в ИМЭМО Маклэйн сразу же включился в исследовательскую работу по английской и европейской проблематике, одновременно осваивая русский литературный язык, и довольно скоро стал официально признанным ведущим советским экспертом по вопросам британской и европейской внешней политики.

Маклэйн активно отстаивал идею формирования в лице Западной Европы нового «центра силы», автономного от «американского империализма». Еще в начале 70-х он настоятельно рекомендовал «директивным инстанциям» всерьез отнестись к процессу политической интеграции Западной Европы и отказаться от устаревших представлений о возможности решать все важные вопросы европейской политики отдельно с Лондоном, Парижем или Бонном, не считаясь с тенденцией к согласованию внешнеполитических курсов в рамках ЕС. Одним из самых серьезных достижений Маклэйна было то, что он сумел убедить советское правительство в необходимости считаться с Европейским сообществом как с третьей мировой силой, обладающей экономическим могуществом.

Маклэйном было подготовлено несколько крупных работ по различным проблемам международных отношений.

За монографию «Британская внешняя политика после Суэцкого кризиса», опубликованную в СССР, а также в Англии и США, ему в 1969 году была присвоена ученая степень доктора исторических наук.

 

Прямая речь

Маклэйн о перспективах СССР (1981 год): «Советский Союз вынужден будет рано или поздно стать на путь, предлагаемый еврокоммунистами. В эпоху XX съезда мы уже на протяжении нескольких лет быстро продвигались в этом направлении, и, возможно, в наступающем десятилетии нам предстоит снова наблюдать нечто подобное.

Мне представляется наиболее вероятным, что в следующие 5 лет в результате благоприятных изменений в высшем руководстве мы окажемся свидетелями улучшения политического, культурного и интеллектуального климата в Советском Союзе в развертывании целого комплекса реформ, которые затронут самые важные сферы жизни советского народа».

Маклэйн о предвидении перестройки: «В Советском Союзе сама инициатива творческих преобразований будет, скорее всего, исходить от партийно-государственной иерархии, а не извне...»

Джордж Блейк о Дональде Маклэйне: «В отличие от Кима Филби и Гая Берджисса, он старался стать членом советского общества и помочь построить коммунизм. Со свойственной ему энергией он овладел русским языком и ко времени нашего знакомства писал и говорил по-русски без ошибок».

Людмила Черная о Дональде Маклэйне: «Маклэйн был просто очень высоким человеком с приятным интеллигентным лицом. А вот его манеры, поведение, образ жизни (разумеется, когда мы ближе познакомились) ассоциировались у меня с понятием английского джентльмена из романов XIX века <…>.

Он был одинаково вежлив со всеми — с вышестоящими и нижестоящими, не навязывал никому свою точку зрения, никогда не говорил о себе, никогда не жаловался.

Со временем, однако, я решила, что ничего специфически английского в Маклэйне не было, просто он являл собой тип интеллигента во многих поколениях и, наверно, не особенно отличался бы от русского интеллигента, если бы это племя в России не истребили за 70 лет советской власти».

 

9 фактов о Дональде Маклэйне

  • После вербовки Маклэйн сначала получил агентурный псевдоним «Вайзе», затем — «Стюарт», а впоследствии — «Гомер», под которым и вошел в историю.
  • Дональд Маклэйн не только сумел привезти в Россию жену и детей, но и ухитрился выписать из Англии свой старый диван, дедовские чашки (разбитые и склеенные) и чайник из того же сервиза.
  • Первые годы жизни в СССР Макдэйн злоупотреблял алкоголем, однако спустя несколько лет сумел полностью избавиться от этого порока. «Вместо того чтобы стать алкоголиком, я стал трудоголиком (workaholic)», — шутил Маклэйн.
  • В 1970 году был арестован и помещен в калужскую психиатрическую больницу известный диссидент биолог Жорес Медведев. Маклэйн, знавший обоих братьев Медведевых — Жореса и Роя — обратился с личным письмом к председателю КГБ Юрию Андропову, в котором заявил о недопустимости подобных действий.
  • Когда советским руководством было принято решение о размещении в европейской части СССР ядерных ракет средней дальности (СС-20), вызвавшее ответное развертывание в Западной Европе американских «першингов», Маклэйна попросили написать статью с обоснованием правильности действий СССР. В ответ он заявил: «Я отказываюсь принимать участие в антисоветской пропаганде».
  • Смирившись с необходимостью прожить остаток жизни в СССР, Маклэйн при этом страдал от чувства вины перед женой и детьми, которых он, из-за работы на советскую разведку, лишил возможности жить на родине. После известия о болезни, он  добился для двоих своих сыновей и дочери разрешения на выезд из СССР. На родину в США вернулась и жена Маклэйна Мелинда.
  • Только к шестидесяти годам Маклэйн, наконец, добился от руководства КГБ возвращения своего подлинного имени. 16 июня 1972 года он адресует в дирекцию ИМЭМО заявление: «Прошу впредь числить меня под фамилией Маклэйн Дональд Дональдович», — и в последний раз подписывается фамилией «Фрейзер». 19 июня заместитель директора института Евгений Примаков издает приказ: «Ст. научного сотрудника Фрейзера Марка Петровича впредь числить под фамилией, именем и отчеством Маклэйн Дональд Дональдович».
  • Правнук Дональда Маклэйна женился на внучатой племяннице другого участника «Кэмбриджской пятерки» — Гая Берджесса.
  • В соответствии с волей Маклэйна, его тело было кремировано, а урна с прахом помещена в фамильный склеп в Лондоне. Там она хранилась до 1985 года, когда сын Дональд перевез её в США, где сейчас живёт семья.

 

Материалы о Дональде Маклэйне

Блейк Джордж. Иного выбора нет

Петр Черкасов. Вторая жизнь «Гомера».

Людмила Черная. Моя бондиада. Дональд Маклэйн

Статья о Маклэйне на сайте СВР РФ

Статья о Дональде Маклэйне в Википедии

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.