«Университетская солидарность» и будущее Болонской системы

Сайт Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» опубликовал статью А. Арутюнова и П. Кудюкина, посвященную перспективам отмены Болонской системы в России.

Авторы отмечают, что из всего, о чем говорится в Великой хартии университетов, документе, который является основополагающим для «болонского процесса», в России была реализована только система «бакалавриат + магистратура»: «Что же остается для отмены? Пресловутая система бакалавриата и магистратуры, она же схема 4+2. Её реализация через пень-колоду, создала памятный бардак. Старые программы специалитета (5 лет) обкорнали до 4-хлетних, а остатки сгрузили в магистратуру. Правда, за последние лет пятнадцать эта система устаканилась, бакалавриат и магистратура обрели самостоятельное значение. Студенты даже стали думать о том, в какую магистратуру им поступать: в своём университете, либо переезжать в другой вуз, лучше отвечающий их запросам; по специальности, полученной в бакалавриате или специалитете или же сменить сферу занятий. А теперь – что? Лишать студентов даже самой возможности сменить свою специализацию? Запихивать шесть лет в пять и сокращать преподавателей чьи курсы “не влезут”? <…>

Вероятнее всего предлагающие хотят прислушаться ко всяким умищам, которые грезят возвращением великой и могучей, самой лучшей в мире “советской системы образования”.

Непонятно, правда, к которой предлагается возвращаться: системе 80-х годов? 70-х? Может, к “бригадному методу” 20-х? Будем ли возвращать госэкзамен по “научному коммунизму” (впрочем, реинкарнировать “историю КПСС” в виде обязательного курса истории в объёме не менее 144 часов уже планируют)? А системные гонения на евреев во время вступительных экзаменов реставрируем (тут как раз навыки ректора В.А. Садовничего будут очень кстати)? Можно долго упражняться в остроумии, но главное другое. Нельзя просто так взять и одним росчерком пера вернуть старую систему. Фарш назад не проворачивается: сменились поколения преподавателей и студентов, университеты по-другому организованы, совсем иная схема взаимодействия вузов и предприятий (для организации практики) и так далее. Как бы ни хотелось поклонниками советского пломбира вернуть всё взад – сделать это невозможно.

Непродуманный и плохо подготовленный переход на имитацию “болонской системы” нанёс сильный удар по высшему образованию. Ещё более скоропалительный и вовсе непродуманный отказ даже от этой имитации в отсутствии минимального понимания, что же будет взамен, – его просто добьёт.

Что же, вероятнее всего, будет на практике? Полноценная реформа требует политической решимости и финансов. Ни того, ни другого у Минобрнауки нет».