НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 июня 2022, 00:01

Человек дня: Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова
Агриппина Ваганова

26 июня 1879 года родилась Агриппина Ваганова, артистка балета и педагог.

Личное дело

Агриппина Яковлева Ваганова (1879 – 1951) в семье капельдинера Мариинского театра. В 1888 году была принята в Императорское театральное училище. Училась Александра  Облакова, Льва Иванова, Екатерины Вазем, Христиана Иогансона, Павла Гердта. В 1897 году по окончании училища была зачислена в кордебалет Мариинского театра. Спустя четыре года Ваганову перевели в корифейки, и она получила первую именную партию – Гебы в балете «Пробуждение Флоры», которую исполнила с успехом, хотя ту же партию танцевала и Анна Павлова. Затем стала солисткой. Среди ее партий были Царица вод («Конек-Горбунок»), Повелительница дриад («Дон Кихот»), фея Наилы («Ручей»), Одетта-Одиллия, Царь-девица, Жизель. Долгие годы Агриппину Ваганову связывал роман с подполковником железнодорожной службы Андреем Померанцовым. В 1904 году у них родился сын Александр. В мае 1915 года Ваганова получила звание балерины, но уже 14 июня вышла на пенсию «за выслугою установленного срока». Начала преподавание в различных частных школах и студиях.

В 1931 – 1937 годах Агриппина Ваганова была художественным руководителем балетной труппы Кировского театра. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни». В 1933 году она возобновила постановку «Лебединого озера», представив его сюжет как «историю молодого человека XIX столетия», в стиле немецких романтиков. Сцена встречи Одетты и Зигфрида на озере была воплощена в танце, хотя в предшествующих версиях балета это был пантомимный эпизод. Данная сцена стала использоваться в последующих постановках «Лебединого озера». При возобновлении балета Цезаря Пуни «Эсмеральда» Ваганова поставила еще один знаменитый номер – па-де-де Дианы и Актеона. С 1921 года стала преподавать балетное искусство в Петроградском театральном училище. Создала в Кировском театре «балеринский класс», или класс усовершенствования мастерства, где занимались только ведущие солистки труппы. Умерла Агриппина Ваганова 5 ноября 1951 года в Ленинграде.

 

Чем знаменита

 Хотя Агриппина Ваганова была известной балериной, но куда значительнее ее слава как балетного педагога. Он преподавала более двадцати лет. Разработала метод обучения артистов балета, ставший известным как «система Вагановой».

Ее ученицами были Вера Костровицкая, Ольга Мунгалова, Марина Семенова, Ольга Иордан, Елена Ширипина, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Антонина Васильева, Варвара Мей, Татьяна Шмырова, Тамара Кирсанова, Вера Красовская, Лидия Гончарова, Ольга Моисеева, Галина Кекишева, Ирина Генслер, Алла Осипенко, Эльвира Кокорина, Ирина Колпакова и другие.

Учебник «Основы классического танца», подготовленный Агриппиной Вагановой в 1934 году, выдержал много переизданий и был переведен на английский, немецкий, испанский, польский, чешский, венгерский и многие другие языки.

 

О чем надо знать

Всю жизнь Агриппина Ваганова преподавала в одном и том же учебном заведении, которое успело сменить много названий. Когда Ваганова сама была ученицей там, оно называлось Санкт-Петербургским императорским театральным училищем. В 1921 году, когда Ваганова вновь пришла туда уже в качестве педагога, оно было Петроградским театральным училищем. В 1928 году училище превратилось в Ленинградский хореографический техникум. В 1937 году техникум стал Ленинградским хореографическим училищем. В 1957 году училищу присвоено имя Вагановой. С 1991 года училище получило название Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. В училище проводится международный конкурс «Ваганова-Prix», участвовать в котором могут старшие воспитанники профессиональных балетных школ мира.

Прямая речь

На фотографиях, хранящихся в фондах Академии русского балета, можно видеть, как девушку с длинной косой – воспитанницу Грушеньку – сменяет блестящая светская дама: дорогие наряды, модные прически, роскошные шляпки и зонтики, драгоценности. Солистка Императорского театра Ваганова любила и ценила многие радости бытия. Недаром дирекция неоднократно штрафовала молодую танцовщицу за «мимические переговоры с публикой» – это Грушенька во время спектакля подавала поклоннику знаки, что поедет в ресторан. Или объявлялся выговор за самовольно укороченную юбку сценического костюма – Грушенька желала ножки показать. В одном из многочисленных рапортах о провинностях сообщается о бриллиантах, не к месту появившихся на головном уборе персонажа – уж очень хотелось Грушеньке шикануть.

Доцент Академии русского балета Лариса Абызова

Танцы ее дают образцы пластической эстетики высшего порядка и, будучи подвергнуты анализу, раскрывают основу, канон балетного искусства в глубочайших его выражениях… Механизм и техника классического исполнения находятся у этой артистки на высоте почти небывалой в летописи театра.

Балетный критик Аким Волынский об Агриппине Вагановой

Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила все, что было до нее, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно, а она систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской – слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа. Еще одна заслуга Вагановой в том, что она вместе с Федором Васильевичем Лопуховым сохранила в послереволюционную разруху русский балет – его репертуар, школу, профессиональное мастерство.

Балетмейстер, педагог, художественный руководитель Академии русского балета Игорь Бельский

На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто. Способная аналитически мыслить она аккумулировала полученные знания, точно выявляя достижения и недостатки педагогов-предшественников. <…> Ваганова обобщила лучшие достижения французской и итальянской школ. Она систематизировала приемы, взятые у разных педагогов, и создала упорядоченную методику обучения классическому танцу. Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, легкости, пластичности, мягкости, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках.

Балетовед Борис Илларионов

10 фактов об Агриппине Вагановой

  • Отец Агриппины Вагановой приехал в столицу из Астрахани. Происходил он из персидских армян.
  • В первый год службы в Мариинском театре жалование артистки кордебалета Агриппины Вагановой составляло 600 рублей в год.
  • О своем первом выходе на сцену Ваганова вспоминала так: «Спеша на сцену, я поскользнулась и скатилась с крутой лестницы, ударяясь затылком о ступени. Искры посыпались из глаз, но, встав, оправилась и побежала... Да, таков был мой плачевный «дебют».
  • У критики Ваганова заслужила титул «царицы вариаций».
  • Партию Жизели Ваганова впервые исполнила 13 ноября 1914 года, заменив солистку, которая в первом акте подвернула ногу.
  • В голодном 1918 году Агриппина Ваганова зарабатывала на жизнь концертными выступлениями, за которые часто платили просто хлебом или картошкой.
  • Агриппина Ваганова была строга к технике танца даже выдающихся артисток. Спустя много лет, рассказывая о выступлениях в 1910-е годы Анны Павловой, Ваганова говорила: «Она танцевала вдохновенно, но на согнутых коленях».
  • После выхода книги «Основы классического танца» Агриппина Ваганова стала народной артисткой РСФСР, а в 1946 году получила Сталинскую премию первой степени.
  • С 1937 года и до конца своих дней Ваганова жила в доме номер семь по Гороховой улице.
  • Агриппина Ваганова похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на ее могиле изображает девушку в балетном костюме, читающую учебник «Основы классического танца».

Материалы об Агриппине Вагановой

Статья об Агриппине Вагановой в русской Википедии

Биографический очерк на сайте Академии русского балета имени А. Я. Вагановой

Краткая биография

Агриппина Ваганова в энциклопедии «Русский балет»

Агриппина Ваганова на сайте «Чтобы помнили»

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.