19 марта 2024, вторник, 10:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 августа 2022, 00:01

Человек дня: София Парнок

София Парнок
София Парнок

11 августа 1885  года родилась София Парнок, поэтесса 

Личное дело

София Яковлевна Парнок (настоящая фамилия Парнох, 1885-1933) родилась в Таганроге, в обрусевшей еврейской зажиточной семье. Её отец — Яков Соломонович Парнох, был провизором и владельцем аптеки, являлся почётным гражданином города. Мать — Александра Абрамовна, принадлежала к первому поколению женщин-врачей в России. Семья входила в культурную и интеллектуальную элиту Таганрога. Дети Парнохов получили прекрасное образование - уже в раннем возрасте они начали читать, учились французскому и немецкому языкам, занимались музыкой. София уже в шесть лет начала писать стихи.

Мать умерла, когда девочке было 10 лет - вскоре после рождения близнецов Валентина и Елизаветы. Отец женился вторым браком на их гувернантке, что сделало жизнь Софии в таганрогском доме нестерпимой, а отношения с отцом отчуждёнными.

В 1894 году Парнок поступила в женскую Таганрогскую Мариинскую гимназию. Во всех гимназиях Императрицы Марии программа была одинаковая, и все предметы, кроме музыки, были обязательными: русский, французский и немецкий языки, математика, история, география, физика, естествознание, рисование, вышивание, физкультура, пение и танцы.

За три года до окончания гимназии Парнок начала писать стихи в большом количестве. Она оформляла их в тетради. Сохранилось около полусотни ее юношеских стихотворений того времени. Уже тогда главным и единственном предметом ее страсти были женщины.

Окончив гимназию в 1903 году с золотой медалью, София уехала в Швейцарию, где год отучилась в Женевской консерватории, но отсутствие денег заставило ее вернуться в Россию.

Парнок поселилась в Петербурге, где жил ее дядя, и решила заняться музыкальным образованием - стала учиться по классу фортепьяно в Петербургской консерватории.  Однако, вскоре поняла, что не создана для музыкальной карьеры, и в начале 1905 года оставила консерваторию.

Печатать стихи начала с 1906 года  под фамилией Парнок. К этому моменту отец, который осуждал ее образ жизни, практически прекратил давать ей деньги. Оставшись без средств к существованию, в сентябре 1907 года София вышла замуж за молодого поэта Владимира Волькенштейна, с которым была  знакома еще с гимназических времен  в Таганроге. Парнок находила в нем друга, чьи духовные интересы и художественные вкусы были очень близки ее собственным. Они поженились по еврейскому обряду. Однако, полюбить мужа София так и не смогла, а вскоре выяснилось, что она не сможет и иметь детей.

В Петербурге  Парнок познакомилась со многими ведущими поэтами того времени — Александром Блоком, Михаилом Кузминым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом и Максимилианом Волошиным. Дружба  с Волошиным продолжалась  вплотьдо его смерти. Иногда она посещала Башню Вячеслава Иванова, где познакомилась с молодой Анной Ахматовой, которая только начала появляться в петербургских поэтических кругах.

В 1908 году Парнок пуступает на Высшие женские курсы при Петербургском университете (Бестужевские курсы). Вначале она собиралась учиться на историко-филологическом отделении, но потом перешла на юридический факультет. Однако проучилась там недолго.

В январе 1909 года Парнок перебирается в Москву и просит у мужа развод.

После распада своего неудачного брака София обращала своё чувство только на женщин, эта тематика весьма характерна для её лирики. К этому времени относится её роман с Надеждой Поляковой, которой посвящено много стихов Парнок.

Постепенно ее стихотворения начинают появляться в престижных изданиях. С 1913 года она сотрудничала в журнале «Северные записки», где кроме стихов публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин».

В 1914 году София Парнок познакомилась с Мариной Цветаевой, с которой у нее завязался бурный роман,  продолжавшийся вплоть до 1916 года.

Первый сборник Софии Парнок «Стихотворения» вышел в Петрограде в 1916 году и встретил положительные отклики критиков.

В 1917 году Парнок уехала в Крым. Прожила в Судаке до начала двадцатых годов. Много общалась с жившим в Крыму Максимилианом Волошиным. В Судаке же познакомилась с композитором А. Спендиаровым и, по его просьбе, начала работу над либретто оперы «Алмаст».

Вернувшись в Москву, занималась литературной и переводческой работой. Была одним из учредителей объединения «Лирический круг» и кооперативного издательства «Узел».

Выпустила в Москве четыре сборника стихов: «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). Последние два сборника вышли в издательстве «Узел», причём «Вполголоса» — тиражом всего 200 экземпляров.

Премьера оперы А. Спендиарова «Алмаст» по либретто Софии Парнок с триумфальным успехом прошла в Большом театре 24 июня 1930 года.

В последние годы Парнок не печатали. Она жила на то, что  зарабатывала переводами. Очень тяжело переносила быт и культурную атмосферу 1920-30-х годов.

Умерла София Парнок от разрыва сердца 26 августа 1933 года в селе Каринском под Москвой. Похоронена на Немецком (Введенском) кладбище в Лефортово. На её похоронах присутствовали Борис Пастернак и Густав Шпет.

 

Чем знаменита

Софию Парнок называют «русской Сапфо» и «единственным в русской поэзии откровенным певцом лесбийской любви».

«Лирическое я Парнок, женское и обращенное к женщине как к предмету любви, стало революционным и до сих пор оставшимся неоцененным моментом в развитии современной русской лирики», - пишет исследователь ее творчества  Диана Левис Бургин.

Парнок выпустила пять сборников стихов: «Стихотворения» (1916), «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926) и «Вполголоса» (1928). 

Однако творчество «русской Сафо» не вписывалось в рамки коммунистической морали, поэтому в советское время Парнок не публиковали, ее имя долгое время было неизвестно широкой публике и практически всеми забыто. И до настоящего времени наиболее известным фактом биографии Софии Парнок остаются ее отношения с Мариной Цветаевой. Именно ей великая русская поэтесса посвятила свой стихотворный цикл «Подруга»  («Под лаской плюшевого пледа…» и др.)

«По сути, мы имеем всего два серьёзных исследования жизни и творчества Софии Парнок. Это вступительная статья к сборнику «София Парнок. Собрание стихотворений» С. В. Поляковой и «София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо» Д. Л. Бургин. Но они выполнены чрезвычайно подробно и академично, и не у каждого читателя достанет сил пробиться через сложную научную терминологию и одолеть десятки страниц серьёзного филолого-психологического исследования. А всё остальное, что написано о Парнок, на 99% – перепевы одной и той же темы – отношений Парнок и Цветаевой. Несомненно, это был важный период в жизни обеих поэтов, но всё же только период. Творчество каждой из них имеет отдельную, самостоятельную ценность», - написала о поэтессе в статье  «София Парнок. Стебелёк из стали» Лера Мурашова.

 

О чем надо знать

Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок. Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе.

При этом как критика Парнок высоко ценили современники; её статьи отличались ровным доброжелательным тоном и взвешенной оценкой достоинств и своеобразия конкретного поэта. Ей принадлежат сжатые и чёткие характеристики поэтики Мандельштама, Ахматовой, Ходасевича, Игоря Северянина и других ведущих поэтов Серебряного века. Признавая талант отдельных акмеистов, она, тем не менее, отвергала акмеизм как школу.

После революции Парнок продолжила литературно-критическую деятельность. В частности, именно она впервые назвала «большую четвёрку» постсимволистской поэзии — Пастернак, Цветаева, Ахматова, Мандельштам (1923, в статье «Б. Пастернак и др.»).

 

Прямая речь

«Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю неловкость, как при чтении бульварного романа. Всё, что мне бесконечно отвратительно в художественном произведении, чего никогда не может быть в моих стихах, очевидно есть во мне и ищет воплощения. И вот я смотрю на мою жизнь с брезгливой гримасой, как человек с хорошим вкусом смотрит на чужую безвкусицу», - София Парнок.

«…любители поэзии умели найти в её стихах то «необщее выражение», которым стихи только и держатся. Не представляя собою поэтической индивидуальности слишком резкой, бросающейся в глаза, Парнок в то же время была далека от какой бы то ни было подражательности. Её стихи, всегда умственные, всегда точные, с некоторою склонностью к неожиданным рифмам, имели как бы особый свой «почерк» и отличались той мужественной чёткостью, которой так часто недостаёт именно поэтессам», - В. Ходасевич.

«Как большой русский поэт София Парнок предъявила себя очень поздно, уже на закате дней, на подступах к небытию, и тем ярче и откровеннее звучали её любовные стихи, выйдя за границы герметизма и самодостаточности, отбросив все прежние культурные аллюзии, поправ тем самым негласные «нормы цивилизованного общежития». Лирика – беззащитная и жалкая, умоляющая, алчущая со-участия, – вот перечень последних завоеваний поэта», - Диана Левис Бургин.

«Ею было издано много книг, неизвестных широкой публике — тем хуже для публики», - из некролога  Софии Парнок, написанного В. Ходасевичем.

 

Свободно шея поднята,

Как молодой побег.

Кто скажет имя, кто — лета,

Кто — край ее, кто - век?

 

Извилина неярких губ

Капризна и слаба,

Но ослепителен уступ

Бетховенского лба.

 

До умилительности чист

Истаявший овал.

Рука, к которой шел бы хлыст,

И — в серебре — опал.

 

Рука, достойная смычка,

Ушедшая в шелка,

Неповторимая рука,

Прекрасная рука.

Марина Цветаева. 10 января 1915

 

5 фактов о Софии Парнок

  • София Парнок всю жизнь страдала базедовой болезнью, проявившейся довольно рано. Эта болезнь и стала причиной ее бесплодия, а осложнения от нее свели поэтессу в могилу в 48 лет.
  • Свою фамилию София Парнох переделала в Парнок, поскольку, по ее собственным словам, ненавидела букву «х»
  • В 1909 году (по другим данным – в 1913) София Парнок приняла православие, пойдя против религиозной и  национальной традиций своей семьи, исповедовавшей иудаизм.
  • Возвращение Парнок в литературу состоялось благодаря Софье Поляковой, сохранившей её поздние неопубликованные произведения и издавшей в 1979 в США все 261 стихотворение поэтессы с подробным предисловием.
  • В 2002 году в рамках проекта «АЗиЯ+» певицей, поэтом и композитором Еленой Фроловой выпущен диск «Ветер из Виоголосы» с песнями на стихи Софии Парнок.

 

Материалы о Софии Парнок

Биография Софии Парнок

София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. Диана Левис Бургин

«София Парнок. Стебелёк из стали». Лера Мурашова

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.