Изменившаяся повседневность

ВЦИОМ сообщает:

«Уходящий год нельзя назвать простым, он принес изменения в жизнь многих россиян, повлиял на привычные практики отдыха, работы, сбережений, медиапотребления и многое другое. Каждый второй россиянин отметил, что в этом году у него чаще возникала потребность получить поддержку близких людей (46 %). В большей степени с этим сталкивались молодые россияне 18–24 лет (57 %), женщины (51 % vs 40 % мужчин), граждане с неполным средним образованием (64 %), жители села (54 %) и те, кто не пользуется ни телевидением, ни интернетом (64 %). Ничего не изменилось в этом плане у 26 %: они сказали, что у них в этом году желание получить поддержку близких чаще не возникало. <>

О том, что в этом году стали больше общаться с друзьями и знакомыми, сообщили 52 %, то есть половина россиян. Процент выше среди женщин (55 % vs 48 % мужчин) и молодежи 18–24 лет (64 %), граждан со средним образованием (64 %), сельских жителей (59 %), а также проживающих в Северо-Кавказском (65 %) и Южном (61 %) федеральных округах. <>

Проведенное исследование установило, что в этом году значимая доля россиян стала уделять больше внимания своему здоровью. Каждый второй стал употреблять в пищу больше здоровой еды (47 %), треть теперь больше занимаются спортом (35 %), почти столько же — чаще посещают врачей (27 %). <>

Употребление алкоголя не стало более распространенной привычкой у большинства наших сограждан: 56 % отметили, что в этом году не стали употреблять его чаще. Для трети россиян употребление алкоголя оказалось неактуальным, то есть они и раньше не употребляли его. Преимущественно это женщины (41 % vs 30 % среди мужчин), люди старше 60 лет (53 %), с неполным средним образованием (42 %), жители небольших населенных пунктов численностью населения до 100 тыс. человек (39 %), сел (41 %), проживающие в Северо-Кавказском округе (44 %) и активные телезрители (48 %). Признались, что в этом году стали чаще употреблять алкоголь, 8 % россиян. В большей степени это характерно для мужчин (12 %, что в 3 раза выше в сравнении с женщинами — 4 %), 18–24-летних (18 %), россиян со средним образованием (15 %), оценивающих свое материальное положение как плохое (13 %), активных пользователей интернета (14 %) и жителей Дальневосточного федерального округа (13 %). <>

Люди начинают экономить по разным причинам: одни хотят накопить на крупную покупку, другие сформировать финансовую подушку на "черный день", третьи — в силу снижения уровня доходов. В этом году стали больше экономить на еде треть россиян (35 %), почти столько же — на парикмахерских, косметике, салонах красоты (32 %). При этом на еде стали больше экономить преимущественно те, кто характеризует свое материальное положение как плохое (69 %), процент чуть выше также среди 18–24-летних (44 %) и жителей Северо-Западного округа (44 %). Аудитория экономящих на «красоте» несколько иная — это женщины (39 % vs 24 %), граждане 18–24 лет (35 %) и 45–59 лет (36 %), имеющие неполное среднее образование (44 %), оценивающие свои доходы как плохие (52 %), жители Уральского федерального округа (39 %) и те, кто не пользуется интернетом и телевидением (43 %)».