28 марта 2024, четверг, 18:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 декабря 2022, 15:29

Живой Балабанов

Участник нашего проекта «После» журналист Юрий Сапрыкин пишет:

«Сегодня в прокат выходит фильм Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием". Про фильм уже много писали (вот, пожалуй, лучшее — текст Алексея Васильева), история его, в общем, известна: Люба Аркус и ее операторы начинают снимать Балабанова, когда тому сообщают, что жить ему осталось год-полтора. Снимают в квартире, в поездках, на площадке фильма "Я тоже хочу", в самых бытовых ситуациях, это практически хоум-видео. Спустя 9 лет после смерти А.Б. Люба возвращается к материалу и монтирует фильм-прощание. Так получилось, что я несколько раз видел это кино на разных стадиях, в понедельник впервые посмотрел на большом экране, и вот что бросилось в глаза. Фильм действительно снят с предельно близкого расстояния, на сверхкрупных планах, иногда видно, как оператор с камерой отражается в очках героя. И это Балабанов, который не подпускал к себе посторонних, и еще в такой момент, когда человеку вообще никого не хочется видеть. Понятно, что такое кино можно снять только на предельном доверии, и это придает ему особое качество. Фильм начинается с развернутого эссе о сквозных мотивах и образах в кино Балабанова, где Люба, помимо прочего, отбивает и традиционные обвинения в мизантропии и шовинизме, и попытки привязать А.Б. к текущей патриотической повестке. Но лучшая защита — те самые сверхкрупные планы, на которых видно не режиссера — члена Европейской киноакадемии, не ксено-и прочее-фоба, не проклятого поэта, не исследователя русской судьбы, а человека. Обреченного на гибель, отказывающегося в это верить, наглухо закрытого, предельно ранимого. Каким-то животным творческим инстинктом режиссирующего и собственную смерть в последнем своем фильме, и это кино, что выйдет спустя 9 лет после его смерти. Честного — как может быть честен "голый человек на голой земле". К Балабанову и его общественно-политической роли могут оставаться вопросы, этот разговор еще долго не будет закончен, но предложенный в этом фильме взгляд — предельно частный и личный — видит что-то такое, поверх и глубже всех определений, которые накладывает на человека социум. Очень такого взгляда не хватает — каждому из нас, каждому из нас».

Юрий Геннадьевич во всем прав, кроме одного. Лучшее из написанного о фильме — разумеется, на Полит.ру, это рецензия Кирилла Сафронова.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.