Главная монополия

Социолог права Асмик Новикова в интервью «Адвокатской улице»:

«Приватизация государственной монополии на насилие идет с 2005 года, у нас есть большое исследование на эту тему. Началось это с появления большого числа вигилантских групп — это те, кто присвоил себе задачи и полномочия полиции. Решили, что будут сами определять границы общественного порядка — и принуждать людей к исполнению своих требований. Классический пример — "Стопхам", "Лев против".

Власти долго это терпели — и даже в начале поощряли. Но когда поняли, что монополия на насилие утекает из рук, быстро всё пресекли: где-то возбуждаются дела против самых активных вигилантов, где-то их, напротив, включают в общественные советы при МВД. Когда власти чувствуют, что теряют монополию на насилие, они начинают жестко реагировать.

Парамилитарные формирования (военизированные организации, не входящие в официальную структуру вооруженных сил или правоохранительных органов того или иного государства. — «АУ»), разные ЧВК тоже действуют в пределах отведенных им границ. Когда они наращивают силу и пытаются перешагнуть эти границы, власть предпринимает меры, чтобы вернуть ситуацию в исходное положение. С моей точки зрения, власти крепко держат монополию на насилие — хотя, действительно, контролировать ее становится сложнее».