19 марта 2024, вторник, 09:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 мая 2023, 00:01

Человек дня: Георгий Бурков

Георгий Иванович Бурков
Георгий Иванович Бурков

31 мая 1933 года родился Георгий Бурков, актер театра и кино.

Личное дело

Георгий Иванович Бурков (1933—1990) родился в Перми в семье механика. В возрасте шести лет перенес брюшной тиф, едва не умер от заражения крови, однако мать его выходила. С матерью у актера всю жизнь были самые теплые отношения.

Во время войны, когда в Пермь эвакуировался Мариинский театр (тогда — Театр имени Кирова), Георгий с друзьями посмотрели весь его репертуар — вход для детей был бесплатным. «Я рос на опере и балете ленинградского Театра имени Кирова, — писал Бурков в дневниках. — Знал целые спектакли наизусть, видел Чабукиани, Дудинскую, Уланову, слушал Нэлеппа и других знаменитых певцов». Увиденное ребята показывали потом раненым в госпиталях.

В 1952 году поступил на юридический факультет Пермского университета, с третьего курса начал учебу в вечерней студии при Пермском драмтеатре. В 1956 году окончил вуз, а в 1958 году — театральную студию. Работал в театрах Березников, Перми и Кемерово. В Кемерово его заметила одна театральная журналистка из Москвы, которая рассказала о самобытном актере главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот пригласил Буркова в свой театр на худсовет. Актеру, который без специального образования приехал в Москву, на тот момент было уже 32 года.

Он был принят в труппу, получил место в общежитии и роль в новой постановке театра «Анна». Утром в день премьеры в общежитии появился приятель Буркова из Кемерова. Друзья широко отметили встречу, в результате выйти на сцену актер не смог. Режиссер Львов-Анохин простил новичка и не дал директору театра его уволить.

В 1965 году Бурков женился на актрисе своего театра Татьяне Ухаровой. Коллеги и родители не понимали ее выбора — девушке на тот момент было 19, Буркову — 32 года, кроме того он выделялся своей нескладностью и простодушием. Первое время семья жила очень бедно — супруги спали на реквизитном матрасе, иногда шли на работу пешком от метро «Аэропорт». В 1966 году у Бурковых родилась дочь Маша, ставшая впоследствии актрисой Театра Станиславского.

В 1966 году Бурков впервые снялся в кино, исполнив небольшую роль в картине «Зося». Через год встретил своего главного кинорежиссера — Эльдар Рязанов пригласил его на эпизодическую роль алкоголика-ретушера Пети в комедии «Зигзаг удачи». Сезон 1970—1971 годов отыграл в театре «Современник», куда Буркова позвал Олег Ефремов. Затем вернулся в родной театр. «Театр Станиславского был для Жоры родным домом, — вспоминала Ухарова. — Там его любили, но до конца не понимали. Играл, снимался — все нормально, казалось бы. Но жизнь ума, его ума, протекала не так гладко. Он занервничал, остановился — так ему казалось».

В 1970-х годах запомнился яркими образами в картинах «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974), «Они сражались за Родину» (1975), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Гараж» (1979).

В 1980 году перешел в МХАТ имени Горького. А с 1984 по 1987 годы был актером театра имени Пушкина.

Близко дружил с Василием Шукшиным, с 1988-го по 1990-й годы был художественным руководителем Центра культуры Шукшина. «Трудно описать, что их связывало, — рассказывала Ухарова. — Это как любовь, как выстрел. Однажды он пришел и сказал: "Я встретил Человека". Знакомых было много, но соратников по духу не было. Я видела, как они с Василием Макаровичем общались на пароходе, — это выше всего. Они могли молчать вдвоем, один начинал фразу, а другой уже заканчивал. Шукшин удивительно чутко воспринимал Жору. Он его понял — первый и единственный. Они вместе вынашивали идеи создания нового театра».

В конце 1980-х увлекся кинорежиссурой, его дебютным и единственным фильмом стала «Байка» (1987), где он сыграл заглавную роль.

Летом 1990 года получил роль Президента свалки в новом фильме Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», однако сломал бедро. Он упал дома, потянувшись за книгой на верхней полке. Актеру была сделана операция, однако перелом спровоцировал отрыв тромба, закупорившего легочную артерию. 19 июля 1990 года Георгий Бурков скончался.

 

Чем знаменит

 
Георгий Бурков

Один из самых узнаваемых хара́ктерных актеров советского кино 1970-1980-х годов. После выхода фильма «Калина красная», где Бурков сыграл Губошлепа, отсидевшие срок заключенные повсюду принимали актера за своего. Образ Буркова — мягкого и простого парня был понятен зрителю и не сходил с экранов.

Если в кино Бурков играл преимущественно простодушных современников, то в театре блистал в классических постановках — «Живом трупе», «Записках сумасшедшего», «Господах Головлевых» и других работах. В 1980 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР.

 

О чем надо знать

По собственному свидетельству, мечтал о Дон Кихоте и Гамлете, а не о ролях недотеп и пьяниц. «Играть я имею право только роли масштабные и годные для открытий», — писал он в дневнике.

Тем не менее, талант актера раскрылся в блистательных театральных работах — «Волки и овцы» в Театре Станиславского, в спектакле Романа Виктюка по пьесе Ивана Франко «Украденное счастье», еще в одном спектакле Виктюка по пьесе Эдварда Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского», где Бурков играл с Татьяной Дорониной на сцене МХАТа. И в других постановках.

 

Прямая речь:

Татьяна Ухарова о знакомстве с актером: «В одном спектакле я должна была играть дочь, а Бурков — отца. Стою я у доски объявлений, смотрю — вроде рядом он. Он очень смешной был! Одежду ему шила мама. У них были невероятно нежные отношения, и Жора считал — раз мама одела его, значит, так и нужно ходить. На нем были суконные брюки, красный свитер в белую точечку, а сверху — фиолетовый пиджак в клетку. Очечки, волосы набок, губы эти его… Я говорю: "Вы Бурков?" А он мне: "А вы — Ухарова? Значит, будем вместе играть?" И начались отношения, сначала больше похожие на дружбу. Он был такой наивный! Просто якобинец! А потом он сказал: "Я хочу, чтоб ты вышла за меня замуж". И я сразу ответила "Да". До сих пор считаю, что для меня лучшего мужчины не существует. В театре все посмеялись, многие не понимали моего выбора. А когда он сыграл свою первую роль — тут все схватились за голову. Никто не мог предположить такой степени таланта.

Свадьба у нас была потрясающая! На мне — выпускное платье и рваные туфли, я все время палец прятала. Ему тоже еле-еле нашли рубашку. С утра я пошла в парикмахерскую, и мне соорудили кошмарную "корзиночку". Возвращаюсь, а Жора с другом уже немножко навеселе. Вдруг он говорит: "Я не пойду с тобой никуда, если не смоешь свою прическу". Я, плача, пошла мыть голову. В ЗАГСе его еще сильнее развезло, настроение у меня — ужасное. Когда сказали: "Жених, можете поцеловать невесту", Жора стал на меня падать! Он же выше меня намного. Я его поддержала, тетка из ЗАГСа сделала безумные глаза, а он, поняв, что падает, стал меня обнимать, схватил в охапку. Это сейчас я весело рассказываю, а тогда мне не до смеха было. Я же сбежала с собственной свадьбы.

Мы приехали домой, он стал очень смешно рассказывать гостям про мою прическу. Я тогда его хорошо не знала, не понимала, что он ерничал над собой. Его рассказы показались мне жутко обидными. В сердцах скомкала свидетельство о браке — оно до сих пор мятое — выкинула в окно и ушла. Сходила в цирк, вечером брела домой и думала: как же я теперь войду? А он открыл дверь и сказал: "О, жена моя вернулась!" Так радостно, будто ничего не было. На следующий день рано утром я пошла на рынок, приготовила ему суп с белыми грибами и так вот двадцать пять лет и готовила. В быту он был беспомощен до безобразия. Однажды я на три дня задержалась на даче, еду на каждый день разложила по полочкам. Когда вернулась, на столе стояли три сковородки из-под яичницы».

Из дневников актера, о таланте: «Сил во мне полно! Талант есть! Это я знаю. В моих силах — победить всех, сделать все возможное и невозможное. Я могу все! Могу на равных говорить с Шекспиром, Сервантесом, Данте, Толстым, Гоголем, Чеховым, Буниным и многими др. Какого же я… Короче. За работу!».

О стране в конце 1980-х: «Может быть, действительно мы живем в эпоху краха исторической России? Может быть, на самом деле обращение к истокам и к вершинам русской культуры сейчас выглядит со стороны смехотворно и старомодно? Ведь вопрос о национальной русской культуре в принципе-то давно решен. Мы растворены в жидком составе общепрописных коммунистических догм — в интернационализме. Интернационализм — это не что иное, как продолжающаяся мировая революция, замешанная на международном терроризме. А мировая революция — это планета на военном положении. На всей территории России в 1917 году был объявлен комендантский век».

О старости: «Старость! Как важно поймать ее наступление. Пока ты можешь действовать, участвовать в борьбе и даже судить, пока ты уверен, что жизненный опыт и сумма приобретенных знаний, что собраны и организованы единственно верным мировоззрением и позволяют находиться тебе на передних рубежах жизни, — ты молод и все дальше и дальше откладываешь на будущее цель… Потом ты начинаешь догадываться, что идеи твои, отложенные на будущее как вечные, не представляют никакой ценности и давно уже превратились в труху, и ты становишься просто свидетелем времени, потому что жил. И тебе наперебой говорят молодые: вам надо обязательно все это записать! Они завидуют тебе, что ты много жил и видел, был свидетелем. Наступила старость».

 

5 фактов о Георгии Буркове:

  • У актера с детства был дефект речи, над которым он много и успешно работал.
  • В 1974 году на съемках фильма «Они сражались за Родину» Бурков зашел в каюту к Василию Шукшину и обнаружил того мертвым. Он долго в оцепенении стоял на палубе, не решаясь никому сказать о смерти писателя.
  • Жена актера Татьяна Ухарова опубликовала дневниковые записи мужа, которые он вел с 1953 по 1990 годы. Книга получила название «Хроника сердца».
  • Актер похоронен на Ваганьковском кладбище. Крест на его могиле сделан из того же куска гранита, что и памятник Шукшину.
  • Бурков набросал для себя программу действий до 2001 года. Он мечтал снять кинотрилогию: первая часть «Малая халтура» задумывалась о театральной жизни в провинции; вторая часть «Большая халтура» — о театре в Москве; а третья — о том, как компартия уходит в подполье и тайно собирает свои съезды.

 

Материалы о Георгии Буркове:

Биография актера в Википедии

Биографическая справка на сайте Kino-teatr.ru

Биография на сайте «Узнай все»

Биография на сайте «Чтобы помнили»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.