Журналист Павел Банников в интервью изданию «Новая газета» говорит:
«(Помочь школьника справиться с потоками пропаганды – Полит.Ру) можно. И я вижу выход в искусстве и в глубоком чтении. Массовая пропаганда, даже самые качественно сделанные ее образцы, структурно и сюжетно ограничена. Она не может выйти за определенные пределы; если она пытается обращаться к чему-то большему, чем чувство идентичности с партией/вождем и ненависти к иному, она рассыпается. И потому она предсказуема, а оттого рано или поздно становится скучна. Как говорит мой друг, талантливый писатель Равиль Айткалиев: “Единственное, чего писатель не может себе позволить, — это быть скучным”.
В поле разрешенного всегда будут оставаться тексты, фильмы, картины, глубокое прочтение которых дает возможность для собственных, не навязанных мыслей. Всегда можно отобрать то, что даст молодому человеку радость мышления, радость находки, открытия, инсайта. Для меня, например, это была книга Джеймса Крюса “Мой прадедушка, герои и я”, которую я перечитываю ежегодно уже лет тридцать. Для современного юноши или девушки это может быть все что угодно — в диапазоне от книг и фильмов о “Гарри Поттере” до документального сериала “Рожденные в СССР”.
Или глубокого чтения поэзии. Какая история стоит за строчками Яна Сатуновского: “Спасибо папе Павлу: / он снял с евреев грех / за то, что мы распяли / Спасителя-Христа?” Почему на ‘человеке эпохи Москвошвея’ топорщится пиджак? Не смотреть, какой троп использовал автор, а вчитаться и увидеть, какая реальность стоит за текстом, что он рассказывает о времени и человеке.
Все это способы расширить восприятие, увидеть себя через другого. И чем это восприятие будет осмысленней и глубже, чем разнообразнее будет мыслительный опыт, тем сложнее будет человека запропагандировать.
Мы знаем, что полностью снять риск невозможно, таблетки нет, но снизить вероятность — возможно вполне».