Представим себе, что по неведомым причинам много лет тому назад некий народ отказался от семейной жизни и вместо нее обрел общих жен, мужей и детей. Когда он очнулся и пожелал вернуться к нормальной семейной жизни, оказалось, что народная память о ней почти полностью утрачена.
Тогда, возможно, кто-нибудь взял бы на себя труд по крупицам сведений, сохранившихся в текстах культуры, написать своего рода «Букварь семейной жизни». Такой Букварь состоял бы из фраз типа: «мама и папа любят друг друга», «мама и папа любят своих детей», которые в древности редко употреблялись, потому что были банальными, затем в период общности жен искоренялись как пережитки прошлого, а теперь не произносятся, потому что полностью противоречат всему строю современной жизни. Каждая такая фраза становилась бы своего рода открытием: «да не может быть!», «да в жизни все по-другому!»
Составление Букваря осложнялось бы тем, что сами понятия «мамы» и «папы» были бы забыты, а обозначающие их слова либо совсем утрачены, либо приобрели другой смысл, либо, в лучшем случае, заработали себе в толковых словарях пометы арх., стар., устар.
Так и привычная русская социальность была когда-то разрушена и заменена новой, экспериментальной. Когда от нее решили отказаться, то на месте старой социальности оказалась пустота.
* * *
Мы поставили задачу составить Букварь самых элементарных, самых азбучных социальных истин и искать для них слова в современном корпусе русского языка, не стесняясь, однако, архаизмов, указывающих на исчезнувшие, но сохранившиеся в культурной памяти социальные институты.
Текст Букваря не является литературным произведением, впрочем, азбука-букварь и не может быть таковым. Это – идеологическая, логическая и лингвистическая разработка, отражающая представления авторов о российской государственности, социальных связях и русском общественно-политическом языке. Можно сказать, что Букварь – логическая структура с лексическим наполнением в виде тенденциозно отобранных особо емких русских символических слов. Поэтому другое название текста – семантический каркас русского общественно-политического языка (иначе говоря, ключевые слова, поставленные в правильное отношение друг к другу). Описание семантического каркаса можно будет прочесть в прилагаемом к Букварю Атласе.
Почему наш Букварь называется «Букварем Городской Руси»? Потому что Русь – это наша социальность, внутренний код нашей цивилизации, Россия существенностей, как ее называл В.В. Розанов. А прилагательное-определение перед Русью указывает на исторический уклад, принимающийся за образец: вспомним Киевскую, Владимирско-Суздальскую, Московскую Русь. Нынешняя Россия – это урбанизированное государство, преимущественно страна больших городов, в которых проживает большинство населения, Городская Русь. Именно для сегодняшней Городской Руси мы и вспоминаем Русь Вечную.
* * *
Нынешний текст Букваря не окончательный, а пробный. Говоря компьютерным языком, это β-версия. Предстоит еще большая работа, чтобы сделать государственные концепции прозрачными, слова – правильными, а логику – безупречной.
УНЫНИЯ СОН ОТГОНЯЮЩИ
ЦАРЬ
- Земля Русская избирает, выбирает, приглашает на царство царя, и он присягает на верность земле.
- Земля решает о царе: «царь или не царь».
- Земля спрашивает с царя, а он держит ответ перед землей. Царь спрашивает землю, и она дает ему неложный ответ.
- Царь служит земле верой и правдой. Земля признает его царем и жалует его за верную службу.
- Своей службой царь славит русскую землю, а земля чествует за это
царя.
* * *
- Царь правит своим народом, и народ слушает царя, подчиняется его воле. Царь бережет народ, милует его, а народ называет его батюшкой.
- Народ знает о царе: «люб или не люб».
- Царь славит народ, а народ славит царя.
- Царь разговаривает с народом, и народ разговаривает с царем. Царь призывает народ на великие дела, и народ откликается на его зов. Народ стоит горой за царя в нелегкую годину.
- Когда народ требует ответа, царь держит ответ перед народом. Когда народ бунтует, царь его казнит или милует.
- Когда народ грешит, царь его правит. Когда царь грешит, народ
ропщет.
* * *
- Царь – суд и оборона всем людям земли русской.
- Царь жалеет русских людей, любит и жалует их.
- Царь вразумляет подлых людей, дает им острастку, наказывает их.
- Царь заботится о простых людях, заступается за них, карает их обидчиков.
- Царь обращается к добрым людям, и они слушают царя. Царь советуется с лучшими людьми, и они дают совет царю.
- Добрые люди судят о царе: «прав или не прав».
- Служивые люди служат царю верой и правдой, а он жалует их за добрую службу и казнит за воровство.
- Русские люди идут к царю за правдой, и он рассуживает их по справедливости.
- Если царь творит неправду, то старшие люди молвят, стыдят, позорят
царя, а царь держит ответ перед всеми русскими людьми.
* * *
- Царь правит. Земля рождает. Народ носит Бога. Люди спасаются.
РУССКИЕ ЛЮДИ
ОКОЛОТОК
Благолепие
- Кто боится Бога, тот блажен.
- Кто умножает семью, тот славен.
- Кто строит дом, тот богат.
- Где верны власти, там порядок.
- Где преданы Родине, там согласие.
- Где любят околоток, там красота.
- Так живут добропорядочные люди.
Пусть
- Староста, околоточный и поп радеют о благолепии на Руси.
- Поп проповедует и исповедует.
- Околоточный сторожит и ловит.
- Староста следит и наказывает.
- И так живет русский околоток.
Притом
- Воевода скор и смиряет околоток расправою.
- Царь грозен и смиряет земли указами.
- Бог велик и смиряет Русь невзгодами.
Тогда
- Всемогущий собор объединяет всех верноподданных.
- Всесильное вече объединяет всех благонадежных.
- Премудрая дума объединяет всех законопослушных.
- Так живет русская земля.
* * *
- Что миром положено, тому и быть!
- Околоток благоустраивается. Земля расцветает.
ЗЕМЛЯ
Единство
- Собор – слово, собирающее русскую землю.
- Вече – голос, воодушевляющий русский народ.
- Дума – мысль, вразумляющая русских людей.
- Собор, Вече и Дума объединяют Русь.
- И на том стоит нерушимая русская держава.
Притом
- Царь славен и учит верности Отечеству.
- Патриарх свят и учит уповать на Бога.
- Учитель почтенен и учит следовать закону.
Тогда
- Благочестивый староста радеет об иноке.
- Ревностный поп радеет о мирянине.
- Добрый околоточный радеет о священнике.
- И на том стоит богоспасаемая русская держава.
* * *
- В единстве – сила!
- Люди объединяются. Отечество славится.
Итак
- Земля Русская слагается из земель по отеческим святыням и преданиям.
- Русский народ образуется из землячеств по природным свычаям и обычаям.
- Русские люди объединяются в сословия по заслуженным чинам и званиям.
- Царь собирает русские земли.
- Хозяева сплачивают русский народ.
- Бояре исполняют чаяния русских людей.
- И на том стоит единая русская держава.
ОТЕЧЕСТВО
Слава
- Русские люди – дети святого Владимира, крестившего русскую землю.
- Русский народ – племя, просвещенное верой по молитвам святой Ольги.
- Русская земля – удел, благословленный апостолом Андреем Первозванным.
- Русский человек чтит отцов своего Отечества.
- И на том стоит Православная Русь.
Притом
- Царь мудр и хранит верных власти.
- Патриарх благословен и хранит преданных Родине.
- Бог благодатен и хранит любящих околоток.
Тогда
- Прилежный работник трудится с душой.
- Просвещенный заводчик трудится с умом.
- Набожный купец трудится на совесть.
- И на том стоит Святая Русь.
* * *
- Без корня и полынь не растет!
- Люди верны Отечеству. Матушка Русь и ширится, и
множится.
Итак
- Блюститель старины провозглашает закон.
- Ревнитель старины защищает старину.
- Хранитель старины толкует указы.
- Околоток связывается круговой порукой.
- Русь объединяется русским языком.
- Земля правится единоначалием.
- И на том стоит Великая Русь.
РУСЬ
Благоденствие
- Кто исполнил работу, того награждают.
- Кто любит труд, того величают.
- Кто делает дело, того славят.
- Где верны Отечеству, там живут без потрясений.
- Где уповают на Бога, там живут без обмана.
- Где следуют закону, там живут без опаски.
- Так живут добродетельные люди.
Пусть
- Работник, заводчик и купец трудятся на Руси.
- Работник служит хозяину.
- Заводчик ведет дело.
- Купец торгует.
- И так живет изобильная Русь.
Притом
- Бог страшен и казнит царя невзгодами.
- Царь строг и казнит бояр опалой.
- Князь справедлив и казнит хозяев карой.
Тогда
- Благомысленные русские люди чтят стражника.
- Преданный Отечеству русский народ чтит воина.
- Боголюбивая русская земля чтит молитвенника.
- Так живет родное Отечество.
* * *
- Бог поможет и купца пошлет!
- Русь торгует. Народ благоденствует.
СУД
Правда
- Не в силе Бог, но в Правде!
- Люди ищут Правду. Земля очищается.
Итак
- Верноподанные служат надеждой и опорой престола и Отечества.
- Благонадежные хранят тишину и покой околотка и земли.
- Законопослушные защищают закон и порядок царства и государства.
- Царь и русские люди созывают собор.
- Царь и русская земля назначают суд.
- Царь и русский народ призывают стражу.
- Так утверждается суд и правда.
Пусть
- Бог, царь и князь казнят беззаконие на Руси.
- Судья-князь судит.
- Царь милует.
- Бог отмщает.
- И так утверждается закон и правда.
Притом
- Работник прилежен и трудится усердно.
- Заводчик просвещен и трудится разумно.
- Купец набожен и трудится честно.
Тогда
- Мудрый царь хранит домостроительных.
- Благословенный Патриарх хранит многосемейных.
- Благодатный Бог хранит богобоязненных.
- Так утверждается добро и правда.
ЦЕРКОВЬ
Благочестие
- Русская земля боголюбива и чтит веру.
- Русский народ предан Отечеству и чтит власть.
- Русские люди благомыслены и чтят закон.
Тогда
- Страшный Бог казнит врагов земли.
- Строгий царь казнит притеснителей народа.
- Справедливый князь казнит обидчиков людей.
- Так спасается русский человек.
* * *
- Кто велий, яко Бог наш!
- Церковь возрастает. Держава преображается.
Итак
- Мирянин молится в Церкви.
- Священник приобщает к Богу.
- Инок несет свет Православия.
- Мир преумножается на Святой Руси.
- Любовь живет в Народе-Богоносце.
- Правда сберегает Православное Царство.
- Так спасается русское государство.
Пусть
- Царь, Патриарх и Бог хранят благочестие на Руси.
- Бог дает веру.
- Патриарх правит веру.
- Царь утверждает веру.
- И так спасается русская Церковь.
ДЕРЖАВА
Добродетели
- Собор всемогущ и объединяет царя и русскую землю.
- Вече всесильно и объединяет царя и русский народ.
- Дума премудра и объединяет царя и русских
людей.
Тогда
- Великий Бог смиряет гордого блюстителя старины.
- Грозный царь смиряет упрямого ревнителя старины.
- Скорый воевода смиряет косного хранителя старины.
- Так спасается державный дух.
* * *
- Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух воочию явился!
- Держава крепнет. Царство возвеличивается.
Итак
- Совесть пробуждается Отечеством.
- Душа полнится Родиной.
- Ум возвышается Отчизной.
- Честные укрепляют Царство.
- Усердные служат Государству.
- Разумные строят Державу.
- Так спасется державная честь.
Пусть
- Царь, Патриарх и учитель учат русского человека.
- Учитель учит неразумных разумному.
- Патриарх учит смертных бессмертию.
- Царь учит недобрых доброму.
- И так спасается державная мысль.
ЦАРСТВО
Мир
- Тишь, да гладь, да Божья благодать!
- Царь правит. Народ возрождается.
Итак
- Стражник охраняет русских людей.
- Воин защищает русский народ.
- Молитвенник спасает русскую землю.
- Закон устраняет вражду.
- Власть пресекает смуту.
- Вера истребляет злобу.
- Так утверждается мир и покой в русской земле.
Пусть
- Бог, царь и воевода смиряют русский народ.
- Воевода стращает.
- Царь вразумляет.
- Бог карает.
- И так утверждается мир и порядок в русской
земле.
Притом
- Поп ревностен и радеет о любви.
- Околоточный добр и радеет о мире.
- Староста благочестив и радеет о правде.
Тогда
- Славный царь учит исполнять работу.
- Святой Патриарх учит любить труд.
- Почтенный учитель учит делать дело.
- Так утверждается мир и благодать в русской земле.
РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК
- Русский человек не ворует.
- И служит начальнику верой и правдой.
- И трудится в поте лица своего.
- Дабы не пойти с сумой по Руси широкой.
- Русский человек не врет.
- И верен слову своему как обету.
- И не бросает его на ветер.
- Дабы не прослыть пустозвоном на Руси честной.
- Русский человек не гадит.
- И живет в мире со своим соседом.
- И рад стараться на всякое доброе дело.
- Дабы не жить бирюком на Руси веселой.
- Русский человек не пьянствует.
- И не дает это делать другим.
- И несет каждую копейку в дом.
- Дабы не сгинуть без вести на Руси привольной.
- Русский человек не забывает Бога.
- И имеет страх Божий.
- И почитает праздники.
- Дабы не стать чужим на Руси Святой.
- Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
ДРУГИЕ ЛЮДИ
ДОПОЛНЕНИЕ
Разъяснение
- Русская земля сообщается с нерусскими землями.
- Русский народ общается с нерусскими народами.
- Русские люди сходятся с нерусскими людьми.
- Царь собирает русские и нерусские земли.
- Хозяева сплачивают русский и нерусские народы.
- Именитые люди сближают русских и нерусских людей.
- Так живут в согласии русский и нерусский человек.
Провозглашение
- Бог, царь и русский народ защищают нерусского человека на Руси.
- Бог милостив ко всяким людям.
- Царь справедлив ко всем людям.
- Русский народ добр ко всем людям.
- Так живут в мире русский и нерусский человек.
Предписание
- Царь учит преданности державе.
- Патриарх учит веротерпимости.
- Учитель учит законопослушанию.
- Земля учится чужим законам и порядкам.
- Народ учится чужим свычаям и обычаям.
- Люди учатся чужим знаниям и умениям.
- Так живут пред очами Всевышнего русский и нерусский человек.
Воззвание
- Где лад, там и клад!
- Люди дружат. Земли богатеют.
«Букварь Городской Руси» — оригинальная версия в формате pdf
«Букварь Городской Руси»
(β-версия)
создан в Институте национальной модели экономики
В работе принимали участие:
1999—2005 гг., Т.В.Балашова, О.В.Гурова,
В.А.Найшуль
1999—2001 гг., Г.Г.Хазагеров, С.В.Хазагерова
На правах
рукописи
© Институт национальной модели экономики, 2005 г.