Жесткая идеологическая цензура советского времени создала феномен независимого исторического знания, функционировавшего в самиздате и тамиздате, – от историко-публицистических работ Александра Солженицына, Роя Медведева и др. до исследований и публикаций, осуществленных профессиональными историками или постепенно профессионализировавшимися авторами, приходящими из смежных сфер (нельзя забывать и об их роли в сборе материалов для историко-публицистических текстов – в частности, «Архипелага ГУЛАГ»).
Одним из наиболее ярких независимых историков 1970-1980 гг., активно развернувшим свои исследовательские проекты в открытой печати с появлением такой возможности, является Арсений Рогинский.
Арсений Борисович Рогинский родился 30 марта 1946 года в г. Вельск Архангельской области, в ссылке. В 1956 семья Рогинских вернулась в Ленинград. В 1962-1968 гг. Арсений Рогинский - студент историко-филологического факультета Тартуского университета, ученик Юрия Лотмана. С 1965 г. публиковал статьи и документы по истории русского освободительного движения ХIX века. В 1968-1981 гг. Арсений Рогинский жил в Ленинграде. Работал библиографом в Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, затем преподавателем русского языка и литературы в вечерних школах. Одновременно продолжал историко-исследовательскую деятельность. Арсений Рогинский был одним из создателей первого самиздатского исторического сборника "Память", составлением и редактированием которого он руководил в 1975-1981 гг. В 1981 году арестован и осужден. После освобождения в 1985 году продолжил научную и общественную деятельность.
В 1988-1989 гг. стал одним из основателей историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества "Мемориал", руководил его научными программами. В 1990 г. по инициативе Арсения Рогинского был основан Научно-информационный и просветительский центр "Мемориал" (в 1996 г. избран его председателем). Член правления Российского и председатель правления Международного обществ "Мемориал". В 1990-1993 гг. - эксперт Комитета Верховного Совета Российской Федерации по правам человека, в 1991-1993 гг. - эксперт Комиссии Верховного Совета по передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение и Комиссии Верховного Совета РФ по реабилитации жертв политических репрессий. В 1992 г. - эксперт Конституционного Суда РФ по "делу КПСС" (см. подробнее использованную нами биографическую справку Д.И. Зубарева и А.А. Резниковой)
К 60-летию ученого мы публикуем текст его выступления, произнесенного 7 апреля 2002 года в ходе вручения представителям Международного историко-просветительского и правозащитного общества “Мемориала” Премии имени Льва Копелева за мир и права человека.
Уважаемый г-н Президент!
Дорогие друзья!
Дамы и господа!
Позвольте мне от имени общества “Мемориал” поблагодарить вас за высокую честь ѕ присуждение нам премии имени Копелева.
Для нас эта премия имеет особое значение. Потому что для “Мемориала” Лев Копелев, прежде всего, — добрый и давний друг, с которым мы многим связаны и которому многим обязаны.
Мы дружили с Копелевым и любили его, не особенно задумываясь об историческом и культурном значении его личности, о его роли в российско-германских отношениях, а просто потому, что надо быть очень плохим человеком, чтобы не любить Льва.
Лев никогда не стремился стать исторической личностью, не возводил себе памятник при жизни. Он просто жил, и его реакции на происходившие вокруг него события были естественными и спонтанными реакциями честного, умного и порядочного человека. И лишь после того, как его земная жизнь завершилась, оказалось, что он так же естественно, без особых усилий, навечно завоевал себе место в истории и культуре.
Личность и судьба Льва Копелева, патриота России и Германии, но, прежде всего, европейца и гражданина мира ѕ это еще одно убедительное доказательство того, что Россия является европейской страной не только в географическом, но и в цивилизационном плане. И огромное научно-культурное наследие Копелева ѕ заметная часть российского вклада в строительство новой Европы.
В этом наследии нам, обществу “Мемориал”, ближе всего копелевское единство воззрений на прошлое и настоящее. Единство, которое основано на таких базовых ценностях, как ненасилие, толерантность, права человека, информационная открытость.
“Мемориал” начинался 15 лет назад как историко-просветительская организация, как содружество людей, поставивших перед собой задачу переосмысления недавнего прошлого нашей страны. Мы полагали и продолжаем полагать, что без честного и последовательного анализа истории советского государственного террора у России нет ни настоящего, ни будущего.
В 1960-е гг. яростная борьба Копелева за полное разоблачение сталинизма привело его в правозащитное движение. Само это движение в значительной мере выросло из противодействия рецидивам сталинской политики в общественной жизни.
“Мемориал” также не счел для себя возможным ограничиться чисто исторической работой в то время, когда Россия мучительно порывает с тоталитарным прошлым. Многочисленные рецидивы тоталитарной политики конечно не могли оставить нас равнодушными, и вскоре после создания нашей организации она стала активно бороться с современными нарушениями прав человека.
Эти два направления нашей работы, ѕ борьба за историческую правду и борьба за соблюдение прав человека сегодня, ѕ для нас принципиально едины. И основной источник этого единства ѕ общее правовое сознание.
С одной стороны, язык права дает нам новый подход к трагедиям прошлого, таким, как сталинский террор, позволяет понять его как часть целостной политики, направленной на систематическое подавление прав и свобод личности и сознательное разрушение всех структур гражданского общества.
С другой стороны, мы рассматриваем многочисленные нарушения прав человека, которые ежедневно и ежечасно происходят в современной России, прежде всего как рецидивы прошлого, как следствие неизжитого и по сей день имперского и тоталитарного государственного сознания.
К этим рецидивам относятся и продолжение бессмысленной и кровавой войны в Чечне, и стремление поставить масс-медиа под правительственный контроль, и мания секретности, жертвами которой уже пали несколько российских журналистов, экологов и ученых, и строительство политических механизмов для осуществления так называемой “управляемой демократии”.
Сегодня, после десяти лет разброда и шатаний, в России вновь наблюдается тенденция к усилению государственной власти.
Эта тенденция может быть полезной, если она направлена на создание эффективных механизмов, защищающих и обеспечивающих права, свободы и безопасность граждан. Но она становится очень опасной, когда возрастающая сила государства направляется на ограничение и подавление этих свобод.
Мы не имеем права полагаться в этом вопросе на добрую волю руководителей страны. Единственная сила, которая в состоянии уравновесить крепнущие “вертикали власти”, держать их под контролем и не дать им выйти за пределы их функциональных обязанностей ѕ это сила консолидированного гражданского общества.
Консолидация неправительственных общественных структур вовсе не обязательно влечет за собой глобальную конфронтацию с властью. Скорее, она предполагает равноправный диалог, а, может быть, даже партнерство с нею ѕ конечно при обязательном условии: сохранении полной независимости общественных организаций от государства.
Консолидационные процессы в гражданском обществе уже идут, и “Мемориал” много и небезуспешно работает в этом направлении. Это ѕ естественное продолжение как исторической, так и актуальной правозащитной работы нашей организации.
Я уже говорил выше: правозащитная работа “Мемориала” неотделима от его исторических штудий и просветительских проектов.
В чем задача историка?
Выяснить правду о событиях прошлого: собрать факты, верифицировать, си
стематизировать и проанализировать их, ѕ а затем представить обществу.
В чем задача правозащитника?
В сущности, в том же самом, только в отношении событий настоящего: собрать факты, верифицировать, систематизировать и проанализировать их, ѕ и затем представить обществу.
Этот единый подход определяет нашу работу, связанную с защитой прав этнических меньшинств, подвергающихся дискриминации, прав беженцев, прав бывших жертв политических репрессий, просветительскую работу со школьниками, студентами, преподавателями.
Он же определяет нашу работу в Чечне и других “горячих точках” на территории бывшего СССР, а также в исторических архивах, которые, вследствие своей малодоступности, тоже остаются для нас “горячими точками”.
Смысл нашей деятельности ѕ борьба за правду и право, за демократическое будущее страны.
Это та самая борьба, которую десятилетиями вели Лев Зиновьевич Копелев и горстка его единомышленников-диссидентов. Мы просто продолжаем начатую ими работу. Продолжаем в новых условиях, конечно, несравнимо менее опасных, но, пожалуй, не менее сложных.
Поэтому премию имени Копелева мы принимаем с благодарностью, но без смущения.