29 марта 2024, пятница, 17:15
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 августа 2008, 17:03

Околоцерковная коммерция против высшего образования

Воспользовавшись летними каникулами, московские власти вновь предприняли атаку на помещения одного из ведущих российских вузов - Российского государственного гуманитарного университета. 6 августа в помещение Факультета истории, политологии и права РГГУ на Никольской улице пришли представители Управления Федеральной службы судебных приставов (ФССП) в сопровождении сотрудников Центрального территориального агентства Департамента имущества г. Москвы. О происходящем мы побеседовали с проректором по финансово-экономической деятельности и перспективному развитию Российского государственного университета Андреем Николаевым. Интервью взяла Наталия Демина.

Что собственно произошло 6 августа?

6 августа, в 8.20 утра, в здание РГГУ на Никольской, 7 пришли представители Управления службы судебных приставов по г. Москве с целью принудительного выселения университета из двух занимаемых им помещений. Приставы пришли в сопровождении собственной службы безопасности. Несколько сотрудников были с видеокамерами, для того, чтобы, видимо, исключить возможность подачи жалобы на их действия. Все это показывает, что эта акция была явно продумана и подготовлена.

Удивляет то, что к образовательному учреждению отнеслись как к призывникам, уклоняющимся от призыва. Приставы пришли во внерабочее время, что вряд ли допустимо по этическим и прочим соображениям. Они явились в сопровождении представителей Центрального территориального агентства Департамента имущества г. Москвы и неких понятых, которые однозначно представляли интересы Патриаршего подворья Заиконоспасского и Никольского монастырей, в интересах которых все эти действия и были предприняты.

Все это произошло после и на фоне событий апреля этого года. Тогда, 9 апреля 2008 г, во время Великого поста, была предпринята такая же попытка захвата этих помещений,  но более неуклюжая. Вместе с приставами пришли около 20 казаков, которые были на грани того, чтобы учинить в государственном университете побоище, что было явным нарушением процедуры исполнения судебных решений. Кроме того, первое появление приставов произошло в разгар учебного процесса, там было большое число студентов, сразу среагировавших на приход незваных гостей. Все эти действия повлекли за собой большой общественный резонанс, на место событий приехали СМИ и те люди, которые попытались провести данную акцию захвата, были вынуждены отступить.

После этого руководитель Департамента имущества Москвы, заместитель мэра Москвы, Владимир Николаевич Силкин не только провел встречу с руководством РГГУ, но и публично в середине мая  2008 г. сделал заявление о том, что Департамент имущества Москвы отозвал требование о выселении РГГУ из этих двух помещений на период окончательного разбирательства с принадлежностью всего здания. Мы в ответ отправили В.Л. Силкину письмо с благодарностью за такой подход и получили заверение в том, что требование о выселении РГГУ отозвано. Поэтому мы ожидали удар откуда угодно, в основном от представителей Патриаршего подворья, которые постоянно проводят какие-то полурейдерские действия на Никольской улице, но никак не от судебных приставов, сопровождаемых представителями того же Департамента имущества Москвы.

Тем не менее, это произошло, судебные приставы пришли и заявили о том, что им необходимо выполнить постановление суда 2004 года. Представители Центрального территориального агентства заявили, что никакого отзыва требования о передаче помещений со стороны Департамента не было и они настаивают на выполнении решения суда.

После этого были допущены вещи, которые являются нарушением не только моральных-этических принципов, но и чисто юридических норм,  которые, на самом деле, могут повлечь за собой уголовную ответственность, если на то будет политическая и юридическая воля. Это здание дом 7, строение 6, находится сейчас в судебном разбирательстве, потому что Департаменту имущества Москвы был подан иск от лица Росимущества (Федерального агентства по управлению федерального имущества) о признании этого здания собственностью Российской Федерации. И одним из составляющих этого судебного процесса являлось применение т.н. обеспечительных мер по заявлению Росимущества. Суд удовлетворил запрос Росимущества об этих обеспечительных мерах, а Арбитражный суд г. Москвы наложил запрет до времени вынесения решения суда на действия Департамента имущества г. Москвы на отчуждение и обременение всего недвижимого имущества по этому адресу, включая два эти помещения.

Поэтому Центральное территориальное агентство Департамента имущества Москвы, получив от судебных приставов два эти помещения, не имело никакого права дальше передавать эти помещения Патриаршему подворью и тем инвесторам, которые, к сожалению, за ними стоят. Тем не менее, это было немедленно сделано. Т.е. после того, как судебные приставы передали эти помещения под контроль Департамента имущества г. Москвы, представители последнего сразу, на месте, подписали акт об их передаче Патриаршему подворью. Этим они нарушили прямой запрет суда, и их действия могут классифицироваться не только как превышение должностных полномочий, но и как самоуправство, на что в Уголовном Кодексе РФ есть соответствующая статья.

Дальше был допущен еще один чисто издевательский момент, когда оставшееся там имущество было передано на ответственное хранение физическому лицу, которое РГГУ неизвестно, которое однозначно аффилировано с Патриаршим подворьем, а, по-моему, даже является каким-то его сотрудником, с говорящей фамилии Сон. В этих помещениях находится общественное имущество федерального значения, документы государственного вуза. С какой стати некий господин Сон, не являющийся представителем государственных органов власти, должен отвечать за сохранность имущества РГГУ, имущества и документов федерального значения?

Мало того, что представители ЦТА вообще не имели права передавать кому бы то ни было эти два помещения, они допустили еще одно нарушение. Они могли назначить ответственным за сохранность федерального имущества РГГУ любого чиновника, любой государственный орган власти, учитывая то, что и РГГУ, и ЦТА Департамента имущества г. Москвы являются государственными организациями. Присутствовавшая там Служба судебных приставов не воспрепятствовала такому злостному нарушению.

Как видим, две государственные структуры действовали в интересах непонятно каких организаций, и якобы Патриаршего подворья, которое к православию, на наш взгляд, имеет отношение только из-за названия. Реально же за ним стоят инвесторы, которые хотят на этих площадях, как и на тех, которые им уже принадлежат и которые они реконструируют без всяких согласований, создать «Торговый дом 21-го века». Раньше это был торговый дом при монастыре, а теперь просто «Торговый дом», на котором они хотят зарабатывать деньги.

Не очень понятно, что представители Патриаршего подворья будет делать с этими комнатами, ведь вход в них возможен только через помещения РГГУ?

Что касается судьбы этих комнат, то действительно, это действие само по себе абсолютно не приводит к тому, что представители Патриаршего подворья смогут пользоваться этими помещениями, потому что права сервитута, т.е. прохода через нашу территорию у них нет. Сейчас они, видимо, должны в судебном порядке это право себе получить, но я не очень уверен, что это право им так просто будет дано. Я не знаю о дальнейших планах их действий, их шаги наверняка координируются людьми, которые каким-то образом оказывают влияние и на службу судебных приставов и на Департамент имущества г. Москвы, но сейчас эта акция не привела к реальной передаче этих помещений, потому что РГГУ не собирается разрешать доступ туда кому бы то ни было, тем более, что там находится наше имущество.

Поэтому единственным вариантом использования этих помещений будет, видимо такой: они заделают входы в эти помещения со стороны РГГУ, затем будут пытаться получить разрешение московских властей на реконструкцию исторических зданий, и пробивать проемы с другой стороны здания, со стороны дома 9, которое им принадлежит.

Есть ли у РГГУ возможность юридического ответа на эти действия? Что руководство РГГУ намерено предпринимать?

Да, мы, безусловно, предпримем ряд действий. Мы уже подготовили и отправили обращение руководителю Департамента имущества г. Москвы В.Н. Силкину с изложением всей ситуации, отметив, что она противоречит его майскому заявлению и нормам права.

Была ли реакция В.Н. Силкина на действия судебных приставов и ЦТА?

Владимир Николаевич Силкин находится в отпуске. Насколько я знаю, он в понедельник, 11 августа, выходит на работу. У меня есть понимание из общения (в день прихода приставов) с некоторыми руководителями Департамента имущества г. Москвы, что руководство Департамента вообще не было в курсе действий их Центрального территориального агентства. И мне кажется, что действия ЦТА очень сильно дискредитируют руководителей Департамента и самого Владимира Николаевича. Мне кажется, что действия его подчиненных вряд ли придутся ему по душе. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление, и надеюсь, что я прав.

Кроме того, мы готовим обращение в Прокуратуру г. Москвы, и оно, видимо, в пятницу будет направлено. Мы также будем обращаться в судебные органы власти с просьбой разъяснить правомочность действий ЦТА Департамента имущества г. Москвы, т.к. на отобранные у РГГУ помещения были наложены обеспечительные меры. Мы хотим получить разъяснение: каким образом суд считает возможным обеспечить реализацию наложенных им обеспечительных мер? Все это – первоочередные действия РГГУ. Мы также, безусловно, поставим в известность наших федеральных учредителей, прежде всего, Рособразование, Росимущество, Министерство образования и науки.

Мы также можем предполагать, что когда студенты Факультета истории, политологии и права РГГУ вернутся с каникул и увидят, что произошло, то они вряд ли оставят всё это без ответа. Студенты уже в апреле показали, что им небезразлично все происходящее с их вузом. Тогда они провели несколько стихийных митингов, и я думаю, что в ситуации, когда свершилось то, что не должно было произойти, студенты будут реагировать гораздо более агрессивно и более масштабно.

Суммируя все вышесказанное, могу отметить, что администрация РГГУ предпринимает и предпримет все правовые действия, которые только возможны, чтобы повернуть ситуацию вспять или, по крайней мере, не допустить её эскалации. Действия представителей Патриаршего подворья Заиконоспасского монастыря постоянно носят неправовой характер, и у нас есть опасение, что они будут пытаться экстраполировать свою "пиррову победу" и дальше.

Чем закончились события июня, когда мэр Москвы на заседании Градостроительного совета заявил, что все здания РГГУ на Никольской улице должны быть возвращены православной церкви? РГГУ тогда выступил с достаточно жестким и четким заявлением.

РГГУ отправило мэру Москвы письмо с изложением нашей позиции в надежде, что он был просто дезинформирован по поводу положения дел и разберется в ситуации. Каким будет его ответ, пока говорить сложно. Заседание совета было 20 июня, а наше письмо было написано в конце июня, у мэра был целый месяц на рассмотрение и подготовку ответа, поэтому мы надеемся, что получим адекватный ответ на те аргументы, которые мы изложили в нашем письме.

В письме мы также отмечали, что решение Общественного градостроительного совета совершенно необоснованно и что удивляет сам факт того, что мы не были приглашены на его заседание. Что же это за Общественный совет, если на него не приглашается общественность, кто его готовил? Нам кажется, что готовившие его люди дезинформировали Ю.М. Лужкова, и как говорят в народе, «накачали» его против РГГУ.

Пока мы не получили ответа на наше обращение от мэра и Градостроительного совета.

Мы только что говорили об акции судебных приставов и ЦТА Департамента имущества г. Москвы, и их действия кажутся вполне логичными в свете заявлений, прозвучавших на Градостроительном совете при мэре Москвы. Там было, видимо, принято политическое решение, а 6 августа оно начало на практике осуществляться.

Что касается домов на Никольской улице, то наиболее серьезными были претензии Совета по поводу старейшего здания РГГУ, дома 15. С тех пор произошли некоторые события. Состоялось последнее заседание кассационной инстанции Арбитражного суда г. Москвы, который окончательно принял постановление о том, что это здание является федеральной собственностью, поэтому любые действия и решения органов московских властей по дому 15 просто не имеют никакой правовой силы, что собственно и было признано судебной властью г. Москвы.

Остается нерешенным судьба двух других комплексов зданий РГГУ на Никольской: дома 7/9, строения 2,5 и 6 (мы только что подробно говорили про строение 6), и дома 11/13. Все эти здания должны быть по Постановлению Правительства г. Москвы переданы Патриаршему подворью, а РГГУ должно получить адекватные помещения взамен передаваемых, но мы видим, как это решение осуществляется на самом деле.

В то время, когда в стране реализуется приоритетная национальная программа «Образование», по отношению к РГГУ  предпринимаются провокационные, необдуманные и противоречащие общей политике страны действия. К сожалению, при принятии решений приоритеты определенных московских чиновников (будем надеяться, что только низового звена), лежат в рамках предвзятости, а не государственных интересов в целом.

Всем разумным людям очевидно, что так нельзя поступать с федеральным государственным вузом. Мы уверены, что из сложившейся ситуации вполне можно найти цивилизованный выход, тем более, что мы неоднократно информировали и московские власти, и Патриаршее подворье Заиконоспасского монастыря, что по отношению к домам 7/ 9 и 11/13 мы готовы проявить определенную гибкость, надо только всем собраться и решить, какие помещения будут выделены РГГУ взамен тех, которые университет готов передать РПЦ.

По поводу дома 15 мы занимаем очень жесткую позицию и категорически отвергаем любые притязания на него со стороны каких-либо московских структур. Это здание является федеральной собственностью, это подтверждено судом, и теперь эта тема отпала. По отношению к другим помещениям РГГУ на Никольской улице мы занимаем очень гибкую и взвешенную позицию. Почему-то это понимание и гибкость не проявляют некоторые московские органы власти и представители Патриаршего подворья. На наш взгляд, это неправильно.

Может быть, РГГУ действительно провести встречу на высшем уровне, собрать представителей Правительства Москвы и РПЦ, пригласить прессу?

Для проведения встречи нужно желание всех задействованных сторон. К сожалению, со стороны московских властей, а мы писали им несколько писем на эту тему, видимо, нет готовности к такой встрече. Что касается Патриаршего подворья, то практика общения с руководителями этого подворья, показала полную неэффективность такого общения вообще. Потому что это люди, которые живут по своим законам, разговаривают с государственным федеральным учреждением на языке ультиматумов. Это люди, которые не признают правовую систему РФ, они говорят какими-то странными штампами и терминами.

За их действиями кроется совершенно очевидная яркая коммерческая деятельность, которая ими развернута на территории подворья. При  этом они пытаются переложить собственные грешки на плечи РГГУ. Так, они провели очень правильную акцию по выселению ООО «Старград», совершившего фактически подкоп под историческими зданиями и практически обваливший один из домов. Но в некоторых интервью представители Патриаршего подворья умудрились сказать, что  ООО «Старград» был приведен туда РГГУ, и что мы с ним состоим в каких-то коммерческих отношениях. Они, наверное, забыли, что РГГУ всегда протестовало против действий «Старграда», что мы были первыми, кто выразил такой протест, что, на самом деле, все ранние согласования на действия «Старграда» были даны именно Патриаршим подворьем и примеров таких лицемерных действий множество.

Настоятель этого подворья игумен Петр в присутствии владыки Арсения, Истринского архиепископа, викария Патриарха, дал мне обещание, что мы найдем общий язык. Он пригласил нас приехать к нему в келью для  того, чтобы обо всем договориться в освященной обстановке, а на практике он не сдерживает свои обещания о встрече и переговорах, и почему то там всем верховодит некий староста-завхоз.

Надо понимать, что уровень завхоза – это не уровень принятия политических решений, не уровень общения ректората федерального государственного вуза. Нас волнует даже не столько статус партнеров по переговорам, хотя и это важно - переговорщики должны быть достаточно равноправными субъектами, для того, чтобы принятые решения эффективно исполнялись. Нас пугает то, что этот человек не годится для нормального общения. Нам представляется, что общаться с ним в какой-либо форме бессмысленно. Об этом мы проинформировали руководство Московской патриархии. Мы готовы вести переговоры с руководством Московской Патриархии или Московской епархии, но отказываемся общаться с этим старостой и другими людьми, которые дискредитировали себя своими действиями.

Не пора ли РГГУ завести должность проректора по работе с Патриаршим подворьем на Никольской улице?

Все происходящее вызывает самые грустные мысли. Федеральный вуз вместо стопроцентной концентрации на подготовке к новому учебному году и выполнении образовательных инновационных программ вынужден постоянно тратить время и силы на урегулирование ситуации на Никольской улице.  

На фото с сайта РГГУ - проректор А.В. Николаев.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.