29 марта 2024, пятница, 17:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 апреля 2009, 14:39

Минобрнауки и Рособрнадзор скажут «фас» плохим вузам

Я. Кузьминов, И. Артемьев отвечают на вопросы журналистов, 21 апреля 2009 г.
Я. Кузьминов, И. Артемьев отвечают на вопросы журналистов, 21 апреля 2009 г.

21 апреля 2009 г. в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялось очередное заседание РОСРО (Российского общественного совета развития образования) под председательством ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова и ректора МГУ Виктора Садовничего.

С докладом «Современная антимонопольная политика в сфере образования» выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Пожалуй, главную идею его выступления можно было бы сформулировать так: необходимо устранить избыточные административные барьеры при входе на образовательный рынок, убрать с образовательного рынка плохие вузы («образовательных наперсточников») и обеспечить равный доступ на конкурентных началах хороших негосударственных и государственных вузов к бюджетному финансированию.

Выступившая с содокладом руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова поддержала основные идеи доклада главы ФАС и рассказала о тех мерах, которые уже предприняты ее ведомством по упрощению процедур лицензирования и аккредитации. Кроме того, она отметила, что в Рособрнадзоре теперь разделены разрешительные функции и функции контроля над качеством образования: сотрудники, занимающиеся входом на рынок образовательных учреждений, и те, кто проводят их проверки, теперь не являются одними и теми же людьми.

Все участники дискуссии выразили согласие с тем, что сфера российского образования не является достаточно прозрачной и эффективной и необходимо работать над улучшением и расширением законодательной базы по контролю над образованием, увеличению контроля за качеством образования.

Одной из мер по повышению прозрачности станет, например, требование публикации на официальном сайте вуза (а если его нет, то его нужно будет создать) информации о государственной лицензии и аккредитации, об учебно-лабораторной базе учебного заведения, его спортивных сооружениях, общежитиях и клубных помещениях. Посетители сайта также смогут узнать о том, какие преподаватели работают в вузе, какова их квалификация, какие курсы они читают, увидят список их основных публикаций. Абитуриенты получат информацию о том, каков был проходной балл на бюджетные места по ЕГЭ в прошлом году, сколько олимпиадников были зачислены на каждый факультет.

Участники заседания также согласились с тем, что финансовая состоятельность вуза – один из наиболее важных показателей качества учебного заведения. Поэтому на сайте вуза должны будут публиковаться отчеты об исполнении финансового плана за прошлые годы и финансовый план на текущий год с разбивкой по основным статьям доходов и расходов, информация о среднем заработке преподавателей и научных сотрудников за прошлый год, наличие стипендий и грантов для лучших студентов. РОСРО планирует провести конкурс среди вузов на лучший официальный сайт учебного заведения.

Профессор МГУ Александр Аузан в связи с этим предложил ввести какое-то ограничение на объем публикуемой информации. Как известно, лучший способ скрыть неприятную информацию – промолчать, либо сказать слишком много. «Не получится ли так, что на  сайте будут опубликованы мегабайты данных и родители увидят нужную им информацию только на 124 странице?», – заметил он.

Часть новаций, предложенных ФАС, например, страхование рисков по неисполнению договоров между вузов и студентами-платниками, вызвала настороженность у глав университетов. Ректор РУДН, министр образования в 1998-2004 гг. Владимир Филиппов, в частности, предложил внимательно изучить этот вопрос и пока не формулировать позицию РОСРО ни за, ни против этой меры. И. Артемьев, отвечая на вопросы в связи со страхованием, заметил, что никто не требует обязательности страхования, для этого «время еще не пришло». Оно может быть добровольным, и застраховаться можно от чего угодно, например, от академического отпуска. Глава ФАС призвал спокойно посмотреть на эту идею и, возможно, провести консультации со страховыми фирмами.

Дискуссия отразила разную перспективу взглядов по отношению к ситуации на образовательном рынке со стороны государственных и негосударственных вузов. Если ректоры первых отмечали, что в России и так полно самых разных вузов, в том числе очень плохих и либеральные условия вхождения на этот рынок «взорвали» качество образовательных услуг, что никаких препятствий для негосударственных вузов они не видят, то их коллеги приводили конкретные примеры административных барьеров и неравной конкуренции.

Вместе с тем, все ректора вузов были едины в том, что необходимо ужесточить меры борьбы с плохими вузами, порой предоставляющими своими услуги в квартирах, существующих лишь на бумаге на бензоколонках, демпингующих цены на образовательные услуги. Глава ФАС, например, призвал к проведению «рейдов на рассвете». По его мнению, нет никакой разницы между плохим предприятием и плохим вузом. Как те, так и эти обманывают потребителей, производят некачественную продукцию, публикуют вводящую в заблуждение рекламу.

Участники обсуждения выступили за разработку стандартизированных тестов для проверки базовой компетенции учащихся, создание информационных банков таких тестов. Возможно, в скором времени многие российские вузы увидят на своем пороге чиновников Рособрнадзора, которые в тот же день проведут среди студентов учебного заведения тестирование, а у провалившихся вузов будут отобраны лицензии.

Ректор Вышки Я. Кузьминов в комментарии журналистам отметил, что он уверен в срочной необходимости «сделать какие-то разумные предложения в этой сфере. Действительно, надо выйти из состояния инерции. Это безысходная инерция. …Безобразие происходит вокруг. Возьмите любой губернский город. Там 5-10 нормальных вузов и 60-70 филиалов, которые просто продают дипломы и сделать с ними ничего нельзя. Хотя они выдают госдипломы и туда идет значительная часть наименее социально защищенных людей: дети, чьи родители имеют пониженный уровень образования и не способны сами разобраться, какой вуз дает качественное образование. Родители накопили деньги и их дети идут в этот филиал на 5 лет, а там им не дают никакого образования, их обманывают. А люди смотрят на это и разводят руками: а что мы можем сделать? Кое-что можем сделать, надо только настойчиво думать, что мы можем сделать именно в этом году, перестав откладывать это на бесконечное потом».

В свою очередь, И. Артемьев выступил за то, чтобы наказывать руководство и учредителей плохих вузов или вузов-наперсточников крупными штрафами.

Подводя итоги заседания, глава ФАС, в интервью представителям СМИ, также отметил, что «Рособрнадзор и Министерство образования и науки проявляют сейчас очень хороший динамизм. Скажем, два года назад это было обсуждение без результата. А сейчас происходит совершенно другой процесс». Он выразил надежду, что уже осенью в Госдуму будут внесен подготовленный Минобрнауки проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений)», который позволит сделать работу по надзору за вузами России более эффективной.

* * *

Владимир Гельман, декан факультета политических наук и социологии ЕУСПб, в своем комментарии «Полит.ру» отметил, что на его взгляд, вместо ряда предлагаемых мер стоило бы передать аккредитацию вузов от государства академическому сообществу, профессиональным ассоциациям, советам ректоров и т.д., а лицензирование вузов отменить вообще.

«Полит.ру» попросило прокомментировать эту идею А. Аузана, президента Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА):

Как бы Вы отнеслись к идее передать аккредитацию вузов академическому сообществу и профессиональным научным ассоциациям?

Видите ли, нет в мире совершенства. Академическое сообщество… Оно, к сожалению, не едино. Профессиональные ассоциации… Их может быть несколько в одной области науки. Есть такая ассоциация, есть другая. В одной и той же сфере их несколько. Как решать эту проблему? Я думаю, что главный вопрос у нас – не в проблеме входа на рынок, а в проблеме выхода…

Выхода плохих вузов?

Конечно! Потому что мы находимся на другой фазе развития. Если мы посчитаем, сколько у нас квалифицированных преподавателей на количество вузов, то мы поймем, что такое количество вузов не может существовать. Им нужно сделать цивилизованные условия выхода, чтобы никто из студентов не потерял, кто оказался в этой сети. Поэтому мне кажется, что мы перевернули вопрос. Проблему входа на образовательный рынок нужно было обсуждать в начале 90-х. Сейчас же стоит обсуждать проблему выхода.

"Полит.ру" планирует опубликовать подробный репортаж о состоявшемся обсуждении.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.