28 марта 2024, четверг, 17:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 мая 2009, 17:41

Материалы к выступлению министра образования и науки А.А. Фурсенко на «правительственном часе» в Госдуме 8 мая 2009 г.

А. Фурсенко в Госдуме, 8 мая 2009 г. Фото с сайта Вести.ру
А. Фурсенко в Госдуме, 8 мая 2009 г. Фото с сайта Вести.ру

"Полит.ру" публикует материалы к выступлению министра образования и науки А.А. Фурсенко на «правительственном часе» в Госдуме 8 мая 2009 г. (источник - пресс-служба Минобрнауки). Фото с сайта Вести.ру.

Уважаемые коллеги!

Система мер по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг была определена в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных Правительством в 2004 году.

Ключевыми здесь являются три принципиальных момента:

наличие качественного образования;
его доступность;
развитие системы контроля за первым и вторым: чтобы качество образования не снижалось, а его доступность – увеличивалась.

Современное качество неразрывно связано с востребованностью образования в обществе, его соответствием сегодняшним и завтрашним требованиям – как экономическим, так и социальным.

Благодаря принимаемым мерам, в первую очередь, в рамках приоритетного национального проекта, в стране на всех уровнях образования создана сеть учреждений-лидеров.

В общем образовании – это сеть инновационных школ. Сегодня они являются базой для внедрения современных образовательных стандартов, реализации инициативы «Наша новая школа».

В начальном и среднем профессиональном образовании – это сеть ресурсных центров. Она служит основой как для новых подходов в неуниверситетском образовании, которое отвечает потребностям бизнеса и позволяет ребятам без раскачки включаться в новые технологические процессы, так и для реализации программы антикризисных мер в части развития кадров.

В высшем образовании поддержаны инновационные программы научно-образовательных центров по всей стране. Это наиболее сильные вузы, тесно интегрированные с ведущими научными организациями. На следующем этапе мы предлагаем увеличить количество федеральных университетов, создать сеть национальных исследовательских университетов. В соответствии с принятым законом в ближайшее время состоится конкурсный отбор программ развития вузов. Победителям будет присвоена эта категория и оказана государственная поддержка. Все необходимые нормативные документы внесены в Правительство.

Основные усилия были направлены в первую очередь на создание современной материальной базы лидеров. Только в рамках нацпроекта на эти цели было направлено около 80 млрд. рублей.

В результате в общем образовании: если в 2004 году менее 15 процентов школьников обучалось в современных условиях, то сегодня это число приближается к 50 процентам, а в регионах, где внедряются комплексные проекты модернизации образования, оно превысило 60 процентов.

В профессиональном образовании, по оценке участников нацпроекта, по тем направлениям, в которые вложены средства, мы совершили скачок вперед на 10-15 лет, сделав эти учреждения абсолютно конкурентоспособными и в России, и на международном уровне. Сегодня в этих учреждениях проходит подготовку около 10 процентов студентов.

Качество во многом определяется содержанием образовательных программ. В 2007 году законодательно закреплена принципиально новая структура стандартов, включающая требования к программам, к условиям и результатам обучения.

В ближайший месяц Совет по стандартам, созданный в соответствии с февральским постановлением Правительства, начнет рассмотрение нового поколения стандартов. Они позволят гибко выстраивать содержание образования в зависимости от разнообразных потребностей семей, максимально учитывать склонности и возможности конкретных обучающихся, реализовывать индивидуальные образовательные программы.

Обязательное требование к созданию новых стандартов профессионального образования – участие работодателей. Сегодня методика работы с ними полностью отлажена. Вместе с объединениями работодателей уже разработаны десятки новых стандартов начального и среднего профессионального образования; бакалавриата и магистратуры. Эта работа будет продолжена в 2009 году.

(Справочно:

В 2007 – 2008 годах с участием ведущих работодателей разработаны стандарты нового поколения по 110 профессиям НПО, 84 специальностям СПО; в высшем образовании разработано по 145 преемственных стандартов бакалавриата и магистратуры, а также 10 стандартов – уровня магистратуры.

В 2009 году запланирована разработка 217 стандартов НПО, 152 стандартов СПО, по 25 преемственных стандартов бакалавриата и магистратуры.)

Содержание напрямую зависит от качества учебников. Еще несколько лет назад, как мы помним, к нему было немало претензий. С 2005 года экспертиза учебников проводится ведущими экспертными организациями, среди которых РАН и РАО. Только что утвержден и зарегистрирован в Минюсте порядок отбора организаций, издающих пособия, которые допускаются к использованию в образовательных учреждениях.

Обновляя содержание образования, нельзя забывать, что количество информации далеко не всегда автоматически переходит в качество образования. Более того – нередко вступает с ним в противоречие.

Это происходит, когда глубокое изучение основ наук подменяется поверхностным сообщением все большего объема узкоспециальных знаний, и касается как гуманитарных, так и точных дисциплин. Ведется работа по изменению такого положения дел, в том числе – с участием лучших учителей – победителей нацпроекта.

Преподавательские кадры – еще одно базовое условие качественного образования. Центральная задача здесь – повышение квалификации педагогов на всех уровнях.

Ежегодно повышают квалификацию порядка 400 тыс. преподавателей, и за годы нацпроекта их число в инновационных учреждениях возросло.

 

Меры Правительства направлены на создание системы «подушевого» финансирования повышения квалификации педкадров. Тем самым у каждого учителя и школы появляется реальный выбор. Развивается конкуренция между организациями, предлагающими программы и модули повышение квалификации. Среди них – не только институты повышения квалификации, но и ведущие вузы различной направленности, инновационные школы, – лучшие учреждения, организующие стажировки на своей базе.

Также принимаются системные меры по привлечению к преподаванию успешных профессионалов из других сфер. Все чаще победителями конкурсов лучших учителей в рамках нацпроекта становятся учителя физкультуры – профессиональные спортсмены, учителя музыки – профессиональные музыканты, учителя технологии – специалисты с высшим техническим образованием.

Улучшение кадрового состава, а значит – и качества преподавания, невозможно без повышения социального статуса преподавателей. Важную роль в этом играет введение в образовательных учреждениях новых систем оплаты труда (НСОТ).

Сегодня при федеральной поддержке комплексной модернизации образования в школах, перешедших на НСОТ, зарплата учителей выросла в среднем на 60 процентов, а наиболее квалифицированных – в два раза и выше. В более трети регионов, получивших поддержку, средняя зарплата учителей в школах, перешедших на НСОТ, превысила среднюю в экономике. По оперативным данным, в регионах практически нет учительских вакансий. Отмечается приток молодежи в школы, омоложение кадров в вузах.

Новые системы оплаты труда вместе с целым рядом других мер, принятых Правительством, позволили обеспечить если пока не полное решение кадровых вопросов, то, по крайней мере, – движение в этом направлении.

В эффективно работающих московских вузах сегодня средняя зарплата преподавателей достигает 30 тыс. рублей в месяц. Переход на новые системы оплаты труда, по нашим оценкам, позволит заметно повысить их зарплаты. При этом новые системы внедряются таким образом, чтобы рост зарплат сопровождался повышением уровня ответственности за качество образования.

Уважаемые коллеги,

Комплексный подход, предусматривающий системное развитие материальной базы, содержания образования, кадрового потенциала, позволил изменить тенденцию и от безудержной коммерциализации образования девяностых, когда главной задачей было не развитие экономики, а создание рабочих мест для преподавателей без оглядки на то, кого и как они готовят, – вернуться к поддержке качественного российского образования, создать на всех уровнях достаточно большую группу учреждений, дающих образование нужного качества.

Принципиально важно, чтобы оно было доступным для всех, кто стремится его получить, включая возможность поступить в выбранное учреждение и необходимые условия для того, чтобы в нем учиться.

Возможность поступления сегодня обеспечивается системой приема в вузы на основе единого государственного экзамена или предметных олимпиад, которые позволяют ребятам сделать выбор, продемонстрировать свои способности. По нашим расчетам через систему олимпиад будут поступать до 10 процентов выпускников школ.

(Справочно: олимпиады школьников проводятся под эгидой Совета ректоров вузов).

 

По имеющимся оценкам, в прошлые годы семьи ежегодно тратили на вступительную кампанию порядка 1 млрд. долларов. Из них порядка 700 млн. – на проезд к месту поступления и проживание абитуриентов. Эти расходы семей с введением ЕГЭ существенно сокращаются. Фактически мы преодолеваем имевшее место географическое неравенство.

Приведу несколько конкретных примеров.

С введением ЕГЭ в Чувашии доля выпускников школ, поступивших в вузы за пределами республики, возросла с 5 до 18-20 процентов. Доля иногородних первокурсников в Санкт-Петербурге возросла с 32 до 47 процентов. Аналогичная ситуация и в Москве.

 

Доля сельских школьников, поступающих в вузы, стала сопоставима с долей сельского населения в стране. В среднем по России на 10 % увеличилось число студентов первого курса вузов и ссузов из населенных пунктов с населением до 100 тыс. человек.

Чтобы возможности учиться не зависели от материального достатка, мы, несмотря на демографический спад и финансовый кризис:

1) сохраняем число бюджетных мест в вузах, наращивая их по востребованным направлениям подготовки;

2) обеспечиваем перевод хорошо успевающих студентов-платников на вакантные  бюджетные места;

3) «замораживаем» цены на платных местах. На нынешний момент все вузы, подведомственные Рособразованию, приняли соответствующие решения;

4) развиваем систему образовательного кредитования. Проработаны льготные условия, обеспечивающие доступность образовательных кредитов. Одновременно мы делаем механизмы кредитования эффективными регуляторами качества образования – как в части востребованности и уровня услуг, предоставляемых вузами, так и в части мотивации и ответственности студентов. Проект соответствующего постановления Правительства согласован с заинтересованными ведомствами и внесен в Минюст.

Еще одна важная мера по обеспечению доступности качественного образования, – создание нормальных условий проживания для иногородних студентов. За последние годы направлены существенные средства на ремонт и строительство студенческих общежитий (В 2007-2008 годах – порядка 3-4 млрд. рублей и 1 млрд. рублей в год соответственно).

Несмотря на кризисные явления в экономике, на 2009 год по соответствующим программам удалось сохранить ежегодные объемы финансирования на ремонт (порядка 4 млрд. рублей) и существенно (до 3,5 млрд. рублей) увеличить – на строительство, что позволит планово завершить начатые работы по обновлению жилищного фонда. При этом обязательным условием является софинансирование работ вузами.

(Справочно:

Выделенные средства из федерального бюджета на капитальный и текущий ремонт вузам (из них рекомендовано 40% – на общежития):

2007 год – 7,5 млрд. рублей;

2008 год – 10,8 млрд. рублей;

2009 год – 9,5 млрд. рублей (изначально планировалось 12,1).

 

Выделенные средства из федерального бюджета на строительство общежитий:

2007 год – 1,16 млрд. рублей;

2008 год – 1,24 млрд. рублей;

2009 год – 3,49 млрд. рублей.)

 

Создание новых общежитий при лучших вузах предусмотрено также в программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Начало этих работ пока отложено, но мы рассчитываем на то, что запланированные средства будут выделены в 2010 – 2011 годах.

Доступность тесно связана с системой контроля за качеством подготовки, повышением ответственности студентов и преподавателей. И она, очевидно, не может ограничиваться только поступлением в вуз.

Поэтому мы работаем над внедрением объективных независимых процедур оценки качества как при переходе из бакалавриата в магистратуру, так и в ходе промежуточной аттестации в вузах. В том числе, в рамках добровольной оценки качества при подтверждении значений аккредитационных показателей. В рамках развития процедур и критериев аккредитации мы делаем упор на оценку не только формального уровня подготовки преподавателей, но в первую очередь – уровня подготовки студентов.

Особое внимание уделяется вопросам, связанным с общественной аккредитацией и введением профессиональных квалификационных экзаменов. Их инициатором выступила Ассоциация российских юристов. Суть инициативы в том, чтобы ввести обязательный экзамен для допуска к работе, принимаемый работодателями. При этом если выпускники с дипломом какого-либо вуза систематически не могут выдержать квалификационные экзамены, это послужит основанием для пересмотра решения о его аккредитации.

Возвращаясь к единому госэкзамену, отмечу: его переход в штатный режим обеспечен всеми необходимыми документами.

Утверждены и зарегистрированы в Минюсте положения о проведении ЕГЭ и об итоговой аттестации выпускников школ, правила приема в учреждения профобразования. Обеспечены права всех обучающихся с особыми нуждами и ограничениями здоровья.

 

Утверждены единые для всей страны перечни приемных экзаменов по направлениям подготовки (по предложениям учебно-методических объединений вузов).

Установлены единые сроки и прозрачные процедуры зачисления.

Длительность и масштабность эксперимента по введению ЕГЭ обеспечили преемственность и безболезненный переход в штатный режим. Уже состоялась досрочная сдача ЕГЭ в этом году – она прошла без сбоев и нарушений.

Восьмилетний эксперимент, в котором приняли участие все регионы и миллионы выпускников и абитуриентов, убедительно показал очевидные достоинства ЕГЭ. Признана объективность его результатов. Кстати, обширное исследование ВЦИОМ, завершенное месяц назад, показало, что ЕГЭ поддерживается теми, кто стремится получить качественное образование.

Хочу опровергнуть до сих пор распространяемые мифы вокруг ЕГЭ. Они, как всегда, строятся на недобросовестном искажении фактов. А имевшие место некорректности при использовании данных привели к неправомерным и даже оскорбительным публичным высказываниям в отношении ряда национальных республик.

Так, в начале эксперимента высказывалось недоверие к высоким результатам ЕГЭ по математике в Якутии. Был организован целый ряд проверок, который полностью подтвердил достоверность результатов ЕГЭ, и тем самым – успешность известной в стране сильной математической школы этой республики.

Аналогичные нападки несколько лет назад прозвучали в отношении Дагестана и Калмыкии. Публично подвергались сомнению якобы невероятно высокие результаты по ЕГЭ выпускников этих республик соответственно по русскому языку и математике.

На самом деле статистика результатов ЕГЭ показывает.

Сверхвысоких балов по русскому языку в Дагестане не было. В 2006 году в ЕГЭ по русскому языку участвовало 12 процентов выпускников республики (средний балл – 35). А в 2007 – практически все (средний балл 30, тогда как в среднем по России – 49). Но надо отметить, что за два года, когда в ЕГЭ по русскому языку участвует весь контингент выпускников республики, результаты улучшаются (в 2008 году – 42 балла), оставаясь пока, правда, в среднем ниже общероссийских.

По математике в Калмыкии. Несколько лет результаты в среднем превышали среднероссийские (54 – 59 балов при среднероссийском 49). Однако надо иметь в виду, что сдавали ЕГЭ в республике около половины выпускников, добровольно. Как правило, это выпускники профильных математических, физико-математических классов. В 2008 году ЕГЭ по математике впервые сдавали все выпускники республики. Общий балл по сравнению с прошлыми годами несколько снизился, что закономерно (42 балла), оставаясь при этом все жена несколько баллов выше, чем в среднем по России.

Аналогичные тенденции наблюдаются во всех регионах России. При этом по случаям, когда результаты в пунктах сдачи ЕГЭ выше среднестатистических, проводятся необходимые проверки.

Всем, наверное, известно о нарушениях при проведении ЕГЭ, выявленных в Татарстане. По результатам судебного разбирательства нарушители осуждены и сегодня несут наказание. Не припомню в прежние времена хотя бы один случай, когда были наказаны люди, неправомерно выставившие итоговые отметки в аттестат или выдавшие золотые и серебряные медали.

Уважаемые коллеги,

Завершая выступление, еще раз отмечу: ключ к успеху в вопросах обеспечения качества образования лежит в системном подходе и безусловном выполнении важнейших социальных задач при отказе от безответственного популизма.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.