Мэр Москвы Сергей Собянин на первом в новом году заседании правительства столицы попросил Мосгордуму не отменять публичные слушания, на которых москвичи могут высказаться за или против строительства в их районе. Мэр таким образом, в отличие от федеральных властей, откликнулся на недовольство своих сограждан и решил спасти городской парламент от титула «взбесившегося принтера».
Публичные слушания описаны в федеральном законе о местном самоуправлении очень расплывчато и каждый регион, фактически, вкладывает в это понятие собственное содержание.
В Москве еще при Юрии Лужкове публичные слушания стали хорошим способом самоорганизации людей в борьбе с застройкой. Если при проведении публичных слушаний по постройке очередного дома люди не начинали активно возражать, это, как правило, значило, что никакой борьбы и в дальнейшем не получится. Если же районные активисты могли создать хорошую команду, они и на слушаниях громко давали о себе знать, и в дальнейшем достаточно сильно мешали строительству, а иногда им даже удавалось добиться его отмены.
Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, разработчик законопроекта об отмене публичных слушаний, в свою очередь заявил «Московским новостям», что они являются фактически формой рэкета и «каждое второе публичное обсуждение — случай определенного влияния заинтересованных групп». «Это всегда непрофессиональное воздействие на профессиональное сообщество. И его надо организовать на стадии Генерального плана, правил землепользования и застройки и проектов планировки линейных объектов — на большом масштабе. А люди всегда будут против строительства в своем дворе», — сказал депутат.
Между тем, публичные слушания до сих пор — чуть ли не единственный механизм обратной связи для правительства города. Исторически сложилось, что местного самоуправления в Москве фактически нет: суммарно все муниципалитеты контролируют на порядки меньше средств, чем город. Львиная доля бюджета муниципалитетов идет на содержание собственного аппарата. В Московской городской думе, которая в соответствии с Уставом города обладает широкими полномочиями, после последних выборов 2009 года никаких дискуссий не может сложиться чисто физически: из 35 депутатов 32 представляют партию «Единая Россия». После прошлогодних выборов и достаточно провальных результатов лидера ЕР — Владимира Путина — на президентских выборах, довольно трудно кого-то убедить, что состоящая на 90 процентов из единороссов Мосгордума отражает интересы москвичей.
Назначенный на пост мэра Сергей Собянин изначально был вынужден искать способы заручиться поддержкой москвичей. В этом ему приходится намного сложнее, чем Юрию Лужкову, за которого неоднократно голосовали. Отсюда вытекают и неуклюжие попытки прямого общения администрации города с населением через многочисленные сайты для жалоб и электронные приемные, а также переустройство городских СМИ, чтобы москвичи наконец стали их смотреть, слушать и читать. Без публичных слушаний городская администрация могла оказаться вовсе без земли под ногами и с постройкой каждого здания, даже поликлиники для ветеранов или детсада для инвалидов, получать все больше недовольных.
Высказавшись против отмены публичных слушаний, мэр Москвы фактически признался в том, что администрация города крайне заинтересована не оставлять без внимания те группы влияния, что так не нравятся депутату Москвину-Тарханову. Ведь так сложилось, что именно активисты квартального и районного уровня не имеют никаких выразителей своих интересов в мэрии, в отличии от стройкомплекса или жилищно-коммунальных служб. Возможно, если Сергею Собянину удастся встроить их в вертикали и горизонтали городской власти, то именно это, а не борьба с пробками, станет его самым сложным делом на посту мэра.