Научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Артем Соколов пишет:
«Российско-германские отношения переживают глубокий системный кризис. Политический диалог между двумя странами прекратился, товарооборот обвалился, под угрозой оказались даже результаты послевоенного примирения русского и немецкого народов. И пути выхода из столь печальной ситуации пока не просматриваются.
Тем не менее и российское, и германское руководство формально остаются открытыми для переговоров друг с другом. <…> Однако время для этого диалога еще не пришло. В Москве и Берлине прекрасно знают позиции друг друга по украинскому кризису и другим важным международным вопросам и не видят в них достаточно точек соприкосновения.
Предстоящие в 2025 году выборы в бундестаг, скорее всего, приведут к переформатированию правящей коалиции. <…> Лидер христианских демократов Фридрих Мерц, если займет канцлерское кресло, наверняка постарается показать свой внешнеполитический почерк, в том числе и на российском направлении.
Однако серьезные изменения курса ФРГ в обозримой перспективе едва ли возможны. После начала специальной военной операции немецкое руководство приступило к работе над новыми стратегическими документами, отражающими дух Zeitenwende, «смены эпох». <…>
Центральным документом, задающим антироссийский тон немецкой дипломатии, стала Стратегия национальной безопасности ФРГ. <…> Уже во вступительном слове к стратегии Олаф Шольц увязал фундаментальные изменения в системе европейской безопасности и наступление эпохи Zeitenwende с действиями России на Украине. Тем самым канцлер обозначил основной источник угроз для безопасности Германии. <…>
В самом тексте стратегии Россия названа «самой большой угрозой миру и безопасности на пространстве евроатлантики». Более того, утверждается, что «российская угроза» не имеет границ и носит экзистенциальный характер. Кроме того, там сказано, что Москва стремится «дестабилизировать демократические общества Европы, ослабить ЕС и НАТО и проводить политику вопреки международному праву». <…>
Ответом на них должна стать политика «комплексной безопасности», подразумевающая увязывание воедино вопросов безопасности внешней и внутренней политики. Она касается экономики, выстраивания торговых связей, межобщественных отношений и т. д. Поскольку главной угрозой названа Россия, такая политика будет мешать налаживанию диалога с Москвой как по поводу Украины, так и по всем остальным вопросам.
<…> Вне зависимости от того, как будет меняться состав немецкого правительства, быстрая коррекция конфронтационного подхода к Российской Федерации выглядит маловероятной. Этому будет мешать необходимость пересматривать множество установочных документов, в которые буквально «вшита» антироссийская направленность».