будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Апрель 25, 2024
Бутовский полигон

Пасынок Колчака

Пасынок Колчака
БП для ютуб Итог3лекция

Продолжая цикл бесед на Бутовском полигоне, Иван Давыдов рассказывает о судьбе художника Владимира Тимирева, о судьбе его картин, его смерти и немного – о его знаменитой матери.

Полезный навык, который скоро может понадобиться. Ну, специалистам определенного профиля. В конце концов, накоплен огромный опыт, проделана серьезная работа, и хотя это все пытались предать забвению в тот печальный период, когда Россия поддалась фальшивому очарованию западных ценностей…

Ладно, вот вам практическая задачка. Дано: художник-маринист. Человек, увлеченный морем и рисующий море. Как превратить его в страшного государственного преступника?

Ответ от специалистов из НКВД: Тимирёв Владимир Сергеевич по заданию немецкого разведчика Линка Павла Фердинандовича – дальше буквальная цитата – «будучи участником Океано-Географической экспедиции, собирал и передавал ему сведения о развитии рыбной промышленности, состоянии рыбо-консервных заводов, судоверфей, а также производил зарисовки объектов рыбной промышленности».

Вам кажется, что это бухты, изломанные берега, тревожное небо, легкие парусники. Но это потому что мы с вами ничего не понимаем в борьбе с внутренним врагом. А для настоящего специалиста заплечных дел это «зарисовки объектов рыбной промышленности».


И все, и разоблачен 24-летний художник, и приговорен, и расстрелян 28 мая 1938 года. Где-то здесь и лежит. В одном из рвов.

На самом деле, за ним числится еще одно преступление, куда более страшное для режима – Владимир Тимирев это пасынок Колчака. По крайней мере, так считали чекисты. Хотя вопрос с нашей обывательской точки зрения – она же человеческая точка зрения – не такой уж простой. Да и не важно. Чтобы тысячами истреблять невинных, надо встать на нечеловеческую какую-то точку зрения.

Тут такая история. Владимир – сын морского офицера Сергея Тимирева. Его мать – Анна Тимирева, та самая, знаменитая. Если вы зачем-то смотрели очень скверный байопик «Адмирал», то помните – ее роль играла Елизавета Боярская. Фильм, конечно, скверный, зато любовь – настоящая.

Анна познакомилась с Колчаком в 1915-м, полюбила, но была уже замужем, был сын… И только когда начался революционный хаос, она оказалась рядом с тем, кого полюбила, жила и работала с адмиралом в Омске, добровольно разделила с ним арест… Но мы не про нее сейчас, хотя еще кое-что скажу о ней чуть позже. Все это время будущий пасынок Колчака и будущий немецкий шпион воспитывался у дедушки с бабушкой. Вообще не факт, что он когда-нибудь видел верховного правителя России Александра Васильевича Колчака. Ну, может быть, как раз в 1915-м, в Гельсингфорсе, где его отец некоторое время вместе с Колчаком служил. Владимиру Тимиреву был тогда примерно год от роду.

Он не готовил никаких восстаний, естественно, он просто хотел рисовать, - кстати, он и в живописи революционером не был, в его работах продолжаются традиции русских реалистов. Учился, работал, книги даже иллюстрировал, выставка даже персональная состоялась. Съездил в злосчастную командировку на Каспий, к объектам рыбной промышленности и рыбоконсервным заводам. Но даже если бы и не съездил – какая разница. Происхождение сомнительное никуда не денешь, главное преступление не спрячешь тем более – мать любила не того человека.

И за это молодой художник Владимир Тимирев заплатил страшную цену. Повторю – ему было 24 года, когда его здесь убили. Совсем короткая жизнь, хотя не так уж и мало он успел сделать.

В российских музеях сейчас совсем мало его работ, но не потому, что их уничтожили. Художник погиб, а картины спаслись, эта часть истории – как раз про спасение.

Может быть вы слышали, а может быть, и нет, про удивительный музей в Нукусе (это Каракалпакия, современный Узбекистан). Про то, как цепь случайных совпадений спасла огромное количество шедевров русских авангардистов. В войну в Узбекистане в эвакуации оказался молодой искусствовед Игорь Савицкий – на фронт не попал по здоровью. Там он познакомился с выдающимися художниками, среди прочих, - с Фальком, влюбился в культуру Средней Азии, начал ее изучать, и уже после войны, в 1950-м получил предложение поработать в Каракалпакии.

Много лет там жил, работал, убедил начальников открыть музей, собирал для музея предметы местного декоративно-прикладного искусства… Стечение счастливых обстоятельств: у музея был какой-никакой бюджет, у начальников – очень смутные представления об искусстве, у Савицкого – тонкий вкус… В общем, он начал еще и покупать для музея – у коллекционеров, у наследников, на барахолках работы русских авангардистов и не только авангардистов. Художников первой половины века.

И вот теперь в Нукусе – Бог знает где, за песками, за границами – одно из лучших в мире собраний русской живописи этого периода. В собранной Савицким коллекции, помимо разного прочего, - больше ста работ Тимирева.

История вроде бы простая – таких историй здесь, у нас под ногами, десятки тысяч. Про то, что если идею – любую вообще идею, сколь угодно возвышенную, - считать более важной, чем человек, то плохо человеку придется. Если на место бога поставить государство и на государство молиться – государство человека сожрет.

Но еще она про то, мне кажется, как трудно истребить память. Как хитро переплетаются живые судьбы, и как то, что, кажется, неминуемо должно было исчезнуть, остается. Тут, конечно, еще везение нужно, но откуда-то оно ведь берется, это везение. Зачем-то оно берется. Человек очень хрупкая штука, маленького куска металла – 9 грамм – хватает, чтобы человека навсегда сломать. Да, все так, но он все равно чудесным каким-то образом остается с нами. Чтобы помнили. Чтобы не забывали эту самую простую историю – про обожествление государства и про последствия такого обожествления.

Ну и чтобы мы могли посмотреть на работы Владимира Тимирева, наверное. В этом году как раз обещают привезти в Москву большую выставку из Нукуса.

Да, обещал же о матери. Чтобы совсем киношный получился рассказ. Анну Тимиреву сажали, выпускали, снова сажали, она прошла через лагеря, но выжила. Прожила долгую жизнь. И помимо прочих разных занятий – как специалистка по этикету, как человек из настоящего, раньшего времени – консультировала Сергея Бондарчука при съемках «Войны и Мира». Мало того. Снялась даже в эпизоде. Если будете вдруг пересматривать – обратите внимание на сцену первого бала Наташи Ростовой. Там мелькает среди публики этакая гранд-дама, благородная не по-киношному, по-настоящему. С лорнетом такая дама.

Это и есть Анна Васильевна Тимирева, подруга адмирала Колчака и мать художника Владимира Тимирева, которого за ее любовь убили на Бутовском полигоне.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Подмосковные истории
Апрель 18, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).