6 мая 1932 года родился актер Александр Белявский.
Личное дело
Александр Борисович Белявский (1932—2012) родился в Москве. В юности занимался в театральной студии под руководством актера Леонида Вейцлера. Однако после окончания школы в 1949 году поступил на геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. В 1955-м защитил диплом и уехал по распределению в Иркутск, где работал в Восточно-Сибирском геологическом управлении («Сосновгеология»).
В Иркутске Белявский дебютировал на сцене областного драмтеатра — сыграл Молчалина в самодеятельном спектакле «Горе от ума». Вернувшись в Москву, в 1957 году поступил в Щукинское театральное училище на курс Владимира Этуша.
Тогда же Белявский дебютировал в кино — сыграл рабочего Колю в «Рассказах о Ленине».
В 1960 году получил первую большую роль — курсанта мореходного училища в картине «Спасите наши души».
В 1961 году с отличием окончил Щукинское училище, поступив на работу в московский Театр сатиры. Также был приглашен в качестве ведущего на первые игры КВН.
С 1964 по 1966 годы Белявский был актером труппы Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (ныне — «Электротеатр Станиславский»).
В 1964 году снялся в главной роли в польском фильме «Прерванный полет». За эту работу получил звание заслуженного деятеля культуры Польши. Во время съемок начал учить польский язык и впоследствии снялся еще в шести польских картинах, в том числе в сериале «Четыре танкиста и собака» (1966). На польском телевидении Белявский увидел программу «Кабаре старых панов» и загорелся идеей сделать нечто подобное в СССР.
С режиссером Театра сатиры Георгием Зелинским они разработали сценарий передачи «Кабачок "13 стульев"». Эта программа начала выходить на Центральном телевидении в 1966 году. Роли завсегдатаев кабачка исполняли артисты Театра сатиры. В 1966—1967 годах программу вел сам Белявский, затем, когда у него начались съемки в кино, ведущим стал Андрей Миронов. А дольше всего — с 1967 по 1980 год программу вел Михаил Державин.
В 1966 году Белявский перешел на работу в Театр-студию киноактера.
Среди его ранних киноролей — перспективный ученый-физик в фильме «Иду на грозу» по одноименному роману Даниила Гранина, Кулагин в фильме «Их знали только в лицо», Володя в «Июльском дожде».
В 1970-х — 1980-х Белявский воплотил множество образов в кино, в основном, небольших. Среди них физик Шельга в «Крахе инженера Гарина», Саша, друг Жени Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром!», ювелир в одной из серий многосерийного фильма «Рожденная революцией», Фокс в «Место встречи изменить нельзя» и другие.
Среди поздних ролей Белявского — Леонид Брежнев в фильме «Серые волки» (1991), адмирал из комедии «ДМБ» (2000), криминальный авторитет в «Антикиллере» (2001). Всего Александр Белявский сыграл более ста ролей в кино, а также озвучил примерно столько же иностранных фильмов и мультфильмов.
В 1990-х много работал на телевидении: снимался в юмористических программах «Белый попугай», «В нашу гавань заходили корабли», «С легким паром», вел программу «На здоровье». Играл в антрепризах.
В декабре 2003 года Белявский перенес инсульт, после которого ему пришлось заново учиться говорить. До конца восстановиться актер так и не смог. Тем не менее, время от времени появлялся в эпизодических ролях.
Одной из последних его работ стали съемки в комедии «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), где Белявский, как и прежде, исполнил роль одного из друзей Жени Лукашина, на этот раз без слов.
Александр Белявский погиб 8 сентября 2012 года, выпав из окна своего дома. Трость актера была обнаружена на пятом этаже, хотя сам он жил на третьем. Актеру было 80 лет.
Чем знаменит
Белявский сыграл больше сотни ролей в кино, но многим запомнился по роли друга Жени Лукашина в «Иронии судьбы» (1975) и роли Фокса в сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Сам же он называл любимой работой роль ученого в фильме «Иду на грозу» по роману Даниила Гранина.
Также Белявский известен как мастер озвучания. Его голосом говорили персонажи 90 иностранных фильмов и два десятка рисованных героев. Он озвучивал Бенни Хилла в его юмористическом шоу, нескольких персонажей в фильмах про Анжелику, комиссара Наварро в одноименном сериале, комиссара Каттани в «Спруте» и многих других.
О чем надо знать
Первый раз Белявский женился в 1955 году на студентке Московского института цветных металлов и золота. Однако первый ребенок в семье с Валентиной Викторовной Белявской появился лишь в 1973-м. А летом 1975 года сын Белявских Борис утонул. Вскоре после этого супруги взяли из детского дома мальчика Андрея. В 1976 году у них родилась дочь Надежда. В начале 1980-х супруги развелись.
Приемный сын Белявского трагически погиб — в возрасте 20 лет он выпал из окна, поскользнувшись на подоконнике.
От второго брака с врачом-травматологом Людмилой Тихоновной в августе 2003 года у актера родилась дочь Александра. Ему тогда был 71 год, а супруге — 53. Через несколько месяцев после ее рождения у Белявского случился инсульт.
Прямая речь
Первая жена актера Валентина Белявская о съемках в Польше («Караван историй», 2011): «Знаете, как его любили поляки! У них муж в четырех картинах отработал. Рассказывал, когда приехал сниматься в первом фильме "Прерванный полет", сразу попросил: "Говорите со мной по-польски". Саша всегда был человеком любознательным и новый язык освоил довольно быстро! Ну и, вероятно, такой поворот не мог оставить поляков равнодушными, следом пошли новые предложения. Мне нравилась эта страна. Когда Саша снимался в Польше, я покупала турпутевку, чтобы тоже там побывать. К четвертому фильму муж говорил по-польски практически без акцента. Саша вообще человек общительный. Легко сходится с самыми разными людьми. И те в долгу не остаются. Его польская эпопея, например, привела к тому, что в период тотального дефицита мы в магазине при посольстве отоваривались соками, деликатесами. Вообще люди мужа любили, узнавали, старались как- то угодить».
Об измене (там же): «Однажды подруга пригласила на премьеру фильма, ее муж работал на той картине оператором.
Позвонила неожиданно, я на работе была и, конечно, не одета для похода в кинотеатр. Решила быстренько съездить домой принарядиться, чтобы вечером сразу встретиться с подругой. Приехала, вставила ключ в замок, а дверь заперта изнутри. Классика жанра. Чтобы мой муж днем приехал домой — десять медведей в тайге должны помереть! Стучу, звоню, снова стучу… А он меня не пускает! Хотя слышу — топчется у двери. В конце концов, видно, оправился от шока и открыл. В квартире две комнаты, кто скрывался в закрытой, в которую я так и не решилась заглянуть, не знаю. Переоделась и поехала обратно. А Сашу только и смогла спросить: "Почему домой?.." Он промолчал. Муж вообще часто просто уходил от обсуждения неприятных тем».
О съемках в «Иронии судьбы» (там же): «Знаменитую сцену в бане, где Саша с Андреем Мягковым, Георгием Бурковым и Александром Ширвиндтом "каждый год 31-го декабря", снимали ночью в холодном павильоне "Мосфильма". Из Сандунов только пальмы и взяли… А съемочный день Эльдар Рязанов назначил на следующий после очередной годовщины нашей с Белявским свадьбы. Холодно — попробуй в полотенце походи! — так еще и голова болит... Словом, участвовавшие в сцене мужчины потихоньку заменили бутафорскую водку на настоящую.
После первого дубля актерский состав ощутил небывалый творческий подъем и потребовал второго дубля, потом третьего. "Да они же в стельку!" — наконец заметил разгневанный режиссер. На следующий день все переснимали заново... Саша потом рассказывал, что в фильм вошли именно первые дубли, когда они напились по-настоящему, а не потуги актерского мастерства».
Белявский о Фоксе («Комсомольская правда»):
— А правда, что в фильм «Место встречи изменить нельзя» вас позвал Высоцкий?
— Да, он меня рекомендовал режиссеру. В этой роли уже начал сниматься Борис Химичев, но он чем-то не устраивал Станислава Говорухина. И я быстро был введен на замену. С Высоцким я дружил… Но роль Фокса мне принесла не только народную славу, но и сложности. Режиссеры перестали меня воспринимать как артиста. А видели во мне только Фокса, приглашая все больше на роли отрицательных персонажей. И меня это расстраивало.
Об обесцвечивании волос (там же): «Фильм "Иду на грозу" Микаэляна стал одним из моих первых больших работ в кино. <...>
Мы с Лановым были похожи: оба с темными волосами, до этого похожие роли играли в кино. Микаэлян сказал: "Вам с Лановым надо чем-то отличаться. Может, цвет волос поменять". Лановой категорически отказался перекрашиваться. Ну а я дал согласие стать блондином. Боже, я не знал, что меня ждет! Какое это мучение - целый год обесцвечивать волосы перекисью водорода! Черные корешки волос только чуть вырастут, а их уже видно, надо снова красить! А это ожоги, шелушащаяся кожа! И я решил схитрить. Стал подлиннее стричься, чтобы длинными волосами маскировать отросшие корни. Микаэлян это заметил и однажды сказал: "Тебя нельзя снимать. У тебя ощущение парика на голове. Подстригись покороче!" И тут у Плятта я увидел подходящий паричок. Но для роли зека — с коротеньким ежиком.
Решили с Пляттом разыграть режиссера. <...>
Появляюсь я - в кепочке. Микаэлян приказывает: "Сними кепку!" Я канючу-канючу, но в конце концов снимаю кепку. Боже мой, что сделалось на съемочной площадке! Всплески рук - съемки срываются, премии не будет. Микаэлян в отчаянии вопрошает: "Как долго у него будут расти волосы?" "Месяца два". "Ты идиот?! Как ты мог так поступить?!" — кричит на меня режиссер. "Вы же просили покороче! Я сказал парикмахеру «покороче» и задремал. Проснулся — и вот". <...>
Снимаю парик. И… получаю очередную порцию ругани — за издевательство!»
5 фактов об Александре Белявском
Материалы об Александре Белявском: