Ученые из Дании, Австралии, Германии и Италии обнаружили, что пение мальчиков-хористов звучит ярче, если среди слушателей есть девочки.
«Пение мальчиков звучит более ярко и более привлекательно, звонко, когда в зале находятся девочки, хотя это едва уловимо», — говорит профессор нейробиологии Петер Келлер, который руководил работой в центре изучения музыки в мозге в Орхусском университете. Материалом для исследования послужили записи знаменитого Хора святого Фомы в Лейпциге. Этот хор существует с 1212 года, в 1723—1750 годах им руководил Иоганн Себастьян Бах. В составе хора — около сотни мальчиков в возрасте от 9 до 18 лет. Они трижды в неделю поют в лейпцигской церкви святого Фомы, а также хор много выступает с концертами в Германии и других странах.
Для записи мальчики исполнили хорал и фугу Баха. Среди исполнителей были четверо басов от 16 до 18 лет, четыре тенора от 16 до 18 лет, четыре альта от 12 до 16 лет и четыре сопрано (дисканта) от 12 до 13 лет. Первый раз они выступили перед мужской аудиторией, а при второй записи в первом ряду расположилась группа девочек-подростков под видом школьной экскурсии. В интервью после концерта мальчики говорили, что почувствовали, что пели лучше перед девочками, но никто не признался, что пытался привлечь их внимание.
Описанный эффект проявляется только у самых старших из мальчиков, от 16 до 18 лет, с наиболее низкими голосами. Акустический анализ показывает, что в присутствии девочек в их пении усиливается энергия в полосе частот около 3000 Гц, известной как «высокая певческая форманта». Известно, что эта форманта усиливается у профессиональных певцов в ходе занятий по постановке голоса и в дальнейшем сохраняет повышенную интенсивность.
Авторы работы решили также выяснить, смогут ли люди, а не чувствительные акустические приборы, обнаружить такое изменение в пении, и если смогут, покажется ли им звук более или менее привлекательным из-за усиленной певческой форманты.
Чтобы выяснить это, они провели два онлайн-исследования: 2247 добровольцев мужского и женского пола слушали аудиозаписи, в которых мальчики пели в присутствии девочек и без них. Хотя слушатели как мужского, так и женского пола заметили разницу между двумя выступлениями, только женщины предпочли пение с усиленной формантой певца. «Это действительно тонко и, вероятно, здесь есть что-то подсознательное, — замечает Петер Келлер. — Дело не в том, что каждый человек, который слушает пение, заметит это — это статистическое явление, которое проявляется в более широком масштабе, на уровне популяции».
По мнению ученых, полученные результаты показывают, что хоровое пение является особой формой социального общения, в которой сотрудничество и соперничество, потенциально сексуально мотивированные, могут сосуществовать друг с другом. «У вас есть группа людей, работающих вместе, — говорит Петер Келлер, — но в то же время индивидуально имеющих параллельный канал связи, посылающий конкурентный сигнал: выберите меня!»
Исследование опубликовано в журнале Biology Letters.