На этот раз мы решили сосредоточить свое – а значит, и ваше – внимание на выставках особенных. На таких, где показывают только вещи старые. Или древние. Ретроградами прослыть не боимся, для такого выбора – достаточно причин. Во-первых, это красиво. Во-вторых, настоящей смелости, умению взрывать реальность новым у древних учиться еще и учиться (хотя они, конечно, ленятся в основном и ничему учиться не хотят). В-третьих, вам, может быть, кажется, что уж классики-то от нас никуда не денутся. Увы, это не так. Активные и неравнодушные граждане, победившие (почти) Филиппа Киркорова, потихоньку открывают для себя чудесный мир музеев и библиотек. И понимают с ужасом, что вселенные, созданные старыми мастерами, тоже плохо соотносятся с тем, что описано в указе президента о традиционных ценностях. Там, оказывается, тоже не про ненависть, представляете себе. Будут и доносы, да, собственно, уже есть. Будут и запреты. Так что спешите видеть. Ну и в-четвертых, - мы наверстаем еще. Расскажем и про современников, а пока – так.
Наш партнер, как обычно, — канал «Север».
И примите наши извинения – беды (и общие, и частные) помешали нам выпустить материал в пятницу. Впредь обязуемся сбоев не допускать.
И начнем с невероятной премьеры в Коломенском. «Кижи. Небесное послание». Нам покажут небеса. Вот буквально – небеса. В деревянных северных церквях особым образом конструировали потолки и по-особенному их расписывали. В сколоченном из досок небе парили вокруг ветхозаветной Троицы дивные ангелы. И вот это все привезли в Москву. И это все надо видеть, конечно.
Дворец Алексея Михайловича, малый выставочный зал (проспект Андропова, д. 39, стр. 69). Вообще – красиво звучит: «Дворец царя Алексея Михайловича на проспекте Андропова». До 2 июня.
Не минуя небес, зато перескакивая через эпохи, - на землю и даже ниже, потому что романтики про адские бездны тоже порассуждать любили. В Доме Остроухова в Трубниках (это филиал Литературного музея) – «От элегии до хоррора. Эпоха романтизма в России». Любопытная попытка показать романтический текст через последовательность визуальных образов, сделать зрителя не читателем, но путешественником (и в каком-то смысле – соавтором).
Трубниковский переулок, д.17, до 9 июня.
В Музее древнерусской живописи имени Андрея Рублева – «Торжество святого Никиты». Святой Никита Готский с бесами обходился запросто – он их просто поколачивал, за что и получил прозвище «Бесогон». Выставка совсем маленькая, камерная – там всего одна икона. Но, во-первых, XVI века, а во-вторых,- из частной коллекции, и едва ли мы ее вскорости второй раз увидим. Впрочем, в Музее Рублева скоро еще одна новая выставка, большая и важная, но про нее расскажем в свое время.
Андроньевская пл., д. 10, до 24 марта.
В Музее архитектуры имени Щусева – «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного». Русский XVI век во всем его великолепии, иногда – страшном. Очень подробный рассказ, истории подлинных шедевров – собора Василия Блаженного, церкви в Дьяково, собор Александровской слободы… Это в главном здании до 12 июня. А в Аптекарском приказе (это здесь же, во дворе) – «Надвратные образы башем московского Кремля». До 10 марта, если поспешить, есть шанс успеть.
Воздвиженка, д. 5/25.
Не только же на родные иконы нам любоваться. В галерее In artibus – «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хасккела». Выдающийся британский искусствовед много лет собирал свою коллекцию. Гравюры – от позднего Возрождения и до знаменитых английских карикатур XIX века. Так получилось, что теперь коллекция его в России, — вдова ученого (русская по происхождению) передала ее одному из московских галеристов. И вот теперь кое-что нам показывают.
Пречистенская наб., д. 17 (вход с Курсового переулка). До 24 марта. Солидный офисный центр, на входе суровый охранник, турникеты, но не спешите пугаться – суровый охранник сидит там без всякого смысла и пропускает в галерею всех желающих.
В Ново-Иерусалимском музее очередная важная премьера – «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников». 20 музеев, 4 частных коллекции. Серов, Кустодиев, Сомов, Серебрякова и не только. Ну и сам Илья Ефимович, конечно. И, кстати, там же продолжается грандиозная «Формула Руси», о которой мы уже рассказывали. Надо ехать!
Московская область, Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1. До 28 июля.
В Тверской картинной галерее – любимый нами, гениальный и несчастливый Григорий Сорока. Небольшая выставка, на которой не только картины, но еще и иконы работы мастера. Правда, не иконы – главная часть его наследия. Надо ехать! И, кстати, там же – «В гостях у Лариных. Мир русской усадьбы», из московских музеев. Это – до 12 мая.
Тверь, ул. Советская, д. 3. До 31 марта.
В Конюшенном дворе Ростовского кремля – «Русская живопись второй половины XVIII – начала XX веков». У старинного музея – очень приличная коллекция, которую раньше было просто негде показывать, но с некоторых пор рядом с Кремлем – новый выставочный комплекс, собственно Конюшенный двор. И картины из запасников начинают выбираться. Надо ехать!
Ярославская область, Ростов Великий, ул. Каменный Мост, д. 1. До 31 декабря.
В Саратове, в доме-музее Павла Кузнецова – «Народная икона». Наив, по-своему изысканный, из музейных фондов и одной частной коллекции. Мужиковатые святые с мужицких икон. Нам далековато, но если можете – надо ехать!
Саратов, ул. Октябрьская, д. 56. До 22 апреля.
В Петрозаводске, в филиале музея «Кижи» — «Райский сад». Образы рая на иконах, в декоративно-прикладном искусстве Севера, звери, птицы, и прародители наши, еще не согрешившие. Надо бы ехать, но совсем далеко. А вдруг.
Петрозаводск, пл. Кирова, д. 10а. До 18 мая.
И, наконец, в центре «Эрмитаж-Казань» — «Не верь глазам своим». Картины-обманки старых мастеров и всякие занятные вещицы, задача которых – отправить зрителя в мир иллюзий. Кое-что демонстрируется впервые. Надо…
Казань, территория Кремля, до 29 сентября.
И что вам еще сказать? Ходите в музеи!