Мы публикуем статью доктора политических наук, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге, директора Межрегиональной электоральной сети поддержки (МЭСП / IRENA) Григория Голосова, в которой он в конспективном виде предлагает возможные пути реформирования политической системы России для создания цивилизованной демократической избирательной системы и др.
В этом тексте обозначены некоторые контуры институционального дизайна, который, с моей точки зрения, мог бы обеспечить возвращение России на путь устойчивого демократического развития. Понятно, что в качестве первого шага, предшествующего институциональной инженерии, следовало бы восстановить свободные и честные выборы. Об этом можно прочитать здесь.
При разработке институциональных механизмов приоритет отдавался интересам общества в целом, а не отдельных политических сил или слоев правящего класса. В некоторых случаях предлагаются альтернативные решения, каждое из которых является, с моей точки зрения, приемлемым. При этом сначала представлены решения, которые лучше согласуются с ранее действовавшими нормами российского законодательства, а затем – более инновационные решения, которые представляются мне оптимальными с точки зрения целей общественного развития.
Изложение носит по необходимости краткий, пунктирный характер. В некоторых случаях даны ссылки на мои тексты, в которых соответствующие институциональные механизмы описаны более подробно. Некоторые аспекты институционального дизайна (в том числе такие важные, как свобода гражданских ассоциаций и независимость судов) не затрагиваются, так как решения соответствующих проблем либо очевидны, либо нуждаются в дальнейшей разработке.
1. Разделение властей на общероссийском уровне.
Институциональный дизайн, установленный Конституцией 1993 г., характеризуется как президентско-парламентский (с двойной ответственностью правительства перед президентом и парламентом), а также как суперпрезидентский, с завышенными полномочиями президента в законодательной сфере и минимальными контрольными полномочиями легислатуры.
Первая характеристика делает этот дизайн дисфункциональным в демократических условиях, а вторая создает встроенный стимул к авторитаризму. Приемлемыми альтернативами можно считать как президентскую, так и парламентскую систему в их классических формах. Однако оптимальной для России представляется премьерско-президентская система, при которой правительство несет ответственность только перед парламентом, но при этом избранный напрямую президент располагает значительными полномочиями в нескольких ограниченных сферах (оборона, внешняя политика, государственная безопасность, региональная политика в пределах компетенций федерального центра). Наиболее близкие аналоги такой системы можно найти во Франции и в Польше.
2. Восстановление свободы ассоциаций.
Отсутствие свободы ассоциаций – это центральное звено авторитарного порядка, существующего в современной России. Оптимальной альтернативой представляется введение единого порядка государственной регистрации общероссийских политических партий на основании петиции, подписанной не менее чем 5000 сторонников партии (из них не более 500 – в каждом отдельном регионе). Подробнее об этом
3. Восстановление равного пассивного избирательного права.
3.1. Регистрация для участия в выборах всех уровней кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых общероссийскими политическими партиями, а также образованными ими блоками, в уведомительном порядке;
3.2. Регистрация кандидатов, воспользовавшихся правом самовыдвижения на федеральных и региональных выборах, исключительно на основании денежного залога, не более чем в 5 раз превышающего установленную величину прожиточного минимума или МРОТ;
Подробнее о преимуществах залога над сбором подписей
3.3. Регистрация кандидатов, воспользовавшихся правом самовыдвижения, а также выдвинутых общественными организациями или инициативными группами граждан на муниципальных выборах, должна осуществляться либо на основании денежного залога, как в п. 3.2, либо на основании подписей избирателей, общее количество которых не должно превышать 1% от числа избирателей округа;
3.4. Единственным основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата или списка кандидатов может служить заявление о добровольном отказе от участия в выборах.
4. Справедливая избирательная система на общероссийском уровне.
Избирательная система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации, может строиться на следующих принципах:
4.1. Выборы по смешанной избирательной системе, включающей общероссийский единый избирательный округ с заградительным барьером 3% (мандаты распределяются по пропорциональной системе между общероссийскими списками кандидатов), а также одномандатные округа в числе, равном величине единого округа, с распределением мест по принципу относительного большинства; при этом партии, кандидаты которых выиграли выборы не менее чем в 5 одномандатных округах, допускались бы к распределению мест по пропорциональной избирательной системе вне зависимости от доли полученных ими голосов;
или
4.2. Выборы по пропорциональной избирательной системе, включающей многомандатные округа различной величины, соответствующие регионам Российской Федерации, с распределением мандатов на уровне отдельных округов между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями и блоками, а также кандидатами, воспользовавшимися правом самовыдвижения (в малых по численности избирателей регионах образуются одномандатные округа с системой относительного большинства).
Подробнее о такой избирательной системе и ее преимуществах
Подробнее о том, почему не подходит чисто мажоритарная избирательная система
6. Восстановление разумной периодичности выборов.
Восстановление четырехлетних сроков полномочий для Президента РФ и Государственной Думы.
7. Прямые выборы верхней палаты парламента.
Возможная институциональная форма – выборы в 83 (по числу субъектов РФ) двухмандатных округах, с одним голосом у каждого избирателя.
8. Дополнительные гарантии честных выборов.
8.1. Федеральные и региональные органы исполнительной власти должны быть исключены из процесса формирования избирательных комиссий;
8.2. Право наблюдения за выборами должно быть закреплено как за непосредственными участниками выборов (партиями, блоками и кандидатами), так и за общественными организациями и инициативными группами граждан.
9. Справедливая избирательная система на региональном уровне.
Выборы депутатов региональных законодательных собраний должны проводиться исключительно по смешанной избирательной системе, включающей общерегиональный пропорциональный округ с заградительным барьером не выше 3% и гарантией представительства не менее двух списков, величиной не менее 1/2 и не более 2/3 от общей численности собрания, а также мажоритарных округов величиной не более 10 мандатов, с их распределением по принципу относительного большинства и с одним голосом у каждого избирателя.
10. Встроенные в избирательную систему гарантии против политического монополизма.
В качестве методики распределения мандатов по пропорциональной системе должна использоваться преимущественно система с простой квотой (квотой Хэйра) и наибольшими остатками, обеспечивающая наиболее высокий уровень соответствия между предпочтениями избирателей и составом собрания. Если пропорциональная избирательная система включает в себя одномандатные округа (п. 4.2), то могут использоваться методы делителей при условии, что они не дискриминируют малые партии (т.е. метод Сент-Лагуэ или модифицированный Сент-Лагуэ, но не д'Ондт или Империали).
11. Восстановление федерализма.
Выборы глав исполнительной власти регионов Российской Федерации могут строиться на следующих принципах:
11.1. Прямые выборы населением региона по системе простого большинства (с возможностью второго тура) из числа кандидатов, выдвинутых политическими партиями, образованными ими блоками, а также в порядке самовыдвижения;
или
11.2. Выборы депутатами новоизбранного регионального законодательного собрания по системе простого большинства (с возможностью второго тура) из числа лиц, избранных в состав депутатского корпуса по пропорциональной системе и выдвинутых для баллотирования на губернаторских выборах политическими партиями и блоками, а также из числа депутатов, избранных в порядке самовыдвижения и выдвинувших свою кандидатуру для баллотирования на губернаторских выборах;
Подробнее о таком порядке избрания губернаторов и его преимуществах над прямыми выборами
11.3. Выборы муниципальных собраний могут проводиться по смешанным избирательными системам или по системе относительного большинства в одномандатных или многомандатных округах, как в п. 9;
11.4. Главы муниципальных образований могут избираться как непосредственно населением, так и муниципальными собраниями, как в п. 11.2.