Призыв Патриарха Московского и Всея Руси прекратить практику абортов заставил нас в жанре досье собрать материалы об истории и современном состоянии абортов в России. Информация о динамике и основах позиции сторон поможет каждому сформировать свое мнение.
Искусственное прерывание беременности известно с древности.
«Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора: «Жен, дающих врачевства, производящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы».
Этим принципам следовало и европейское законодательство.
В книге Чезаре Беккариа «О преступлении и наказании» ((1764 г.) указывается, что надо учитывать тяжелое положение, в котором находится женщина, решающаяся на аборт.
Во время Французской революции позиция по отношению к женщине, производившей себе аборт, смягчилась.
Соборное уложение (1649 г.; глава 22., Ст. 26):
«А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама, или иной кто по ея велению погубит, а сыщется про то допряма, и таких беззаконных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися».
Свод законов Российской империи (т. 15. Уложение о наказаниях, Ст. 1462):
«Сама беременная женщина, которая по собственному произволу или по согласию с другим, умышленно произведет изгнание плода своего, подвергается лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и заключению в тюрьме на время от четырех до пяти лет».
С началом XX века в начали говорить об изменении законодательства об абортах. Решениями XI Пироговского съезда (1910), Съезда акушеров-гинекологов (1911), XII Пироговского съезда (1913), Съезда русской группы Международного союза криминалистов (1914) было рекомендовано исключить наказание женщин вообще, а наказывать только врачей, выполняющих аборт по корыстным соображениям (здесь и далее в этом разделе мы будем пользоваться материалами Википедии и дополнительно указываемых источников).
18 ноября 1920 года Наркомздрав и Наркомюст издали совместное постановление «Об охране здоровья женщины», где провозглашались бесплатность и свободный характер абортов. Согласно официальной советской статистике, легализация значительно уменьшила смертность женщин от аборта: с 4 % до 0,28 %. Советская Россия стала первой страной узаконившей искусственные добровольные аборты (обзор ситуации в различных странах см. в статье И.И. Белобородова «Аборты в России: история, последствия, альтернативы»).
27 июня 1936 года постановлением ЦИК и СНК «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» аборты были фактически запрещены. Аборт допускался в только в специальных случаях.
«В то время как все буржуазные страны мира не знают, куда девать своих людей, где найти им работу, чем их накормить, нам людей не хватает. Нам так много надо сделать! …Нам нужны все новые и новые борцы — строители этой жизни. Нам нужны люди. Аборт, уничтожение зарождающейся жизни, недопустим в нашем государстве строящегося социализма. Аборт — это злое наследие того порядка, когда человек жил узко-личными интересами, а не жизнью коллектива… В нашей жизни не может быть разрыва между личным и общественным. У нас даже такие, казалось бы, интимные вопросы, как семья, как рождение детей, из личных становятся общественными. Советская женщина уравнена в правах с мужчиной. Для нее открыты двери во все отрасли труда. Но наша советская женщина не освобождена от той великой и почетной обязанности, которой наделила ее природа: она мать, она родит. И это, бесспорно, дело большой общественной значимости», — писал Арон Сольц (цитируем по статье В.И. Сакевич «Что было после запрета аборта в 1936 году», ее материалы использованы и ниже).
Принятые меры привели к недолговременному снижению уровня легальных абортов, формированию рынка нелегальных абортов, а также к качественному скачку смертности при абортах. Рождаемость за период запрета абортов повысилась незначительно.
Указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года преследование женщин за аборты было прекращено, а указом от 23 ноября 1955 года «Об отмене запрещения абортов» свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены.
Вслед за легализацией абортов вплоть до 1964 года продолжался рост их количества. Стабильное снижение числа абортов началось в 1989 году. По данным «Демоскопа», в России число абортов на количество рождений повышалось до 1967 года, затем до начала социально-экономической трансформации 1980-х – 1990-х гг. шло снижение этого показателя. Новый всплеск, не превысивший уровня начала 1970-х гг., завершился к рубежу нового века и уже к 2000-му достиг уровня 1988 г. Снижение этого показателя постоянно продолжается.
При этом важно учитывать снижение рождаемости. Если же говорить об абсолютных цифрах абортов, то «с 1989 года (с которого началось непрерывное снижение) по 2009 год абсолютное число абортов снизилось в 3,4 раза – с 4,4 до 1,3 млн., а относительный показатель (на 1000 женщин репродуктивного возраста) в 3,6 раза – со 123 до 34 (Сакевич В., Денисов Б. Перейдет ли Россия от аборта к планированию семьи? // Demoscope Weekly. 2011. 2 – 20 мая.). В 2010 г., по данным Росстата, снижение продолжилось, составив 1,186108 млн.
Согласно федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия (изложение даем по вполне корректному тексту Википедии). Подростки могут принимать решение об аборте, как и о других медицинских вмешательствах, самостоятельно, без участия родителей, начиная с 15-летнего возраста; наркозависимые подростки — с 16-летнего возраста.
Аборт входит в перечень видов медицинской помощи, покрываемых обязательным медицинским страхованием, то есть любая гражданка России имеет право на проведение аборта бесплатно.
При сроке беременности до 12 недель для проведения аборта достаточно желания женщины. При этом на сроках 4-7 недель и 11-12 недель аборт проводится не раньше, чем через 48 часов после обращения женщины в медицинское учреждение, а на сроках 8-10 недель — не раньше, чем через 7 дней после обращения.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 98 от 6 февраля 2012 г. «О социальном показании для искусственного прерывания беременности», аборт на сроках 12-22 недель беременности может быть проведён в случае, если беременность наступила в результате изнасилования. Аборт по медицинским показаниям может быть проведён на любом сроке беременности.
Согласно пункту 3 статьи 70 закона «Об основах охраны здоровья», российские врачи имеют право отказаться от проведения аборта по личным убеждениям, кроме случаев, если аборт требуется по медицинским показаниям или если замена врача невозможна.
Признание первичности прав человека, понимаемого как социализированный организм, требует допущения искусственного прерывания беременности по желанию матери. Ее права заведомо первичны перед правами не заявляющего о своей субъектности эмбриона. Она вольна в полной мере распоряжаться своим телом, включая только зарождающуюся в нем жизнь.
При таком подходе единственная проблема аборта: возможный ущерб здоровью женщины. Отсюда гораздо предпочтительнее сексуальная грамотность и развитые инструменты контрацепции. Аборт же – вынужденное зло по сравнению с сознательным планированием семьи, но заведомое добро по сравнению с невозможностью для женщины распорядиться своим телом. Логическим продолжением такого подхода является признание права на эвтаназию.
Многие молодые семьи обращаются центр планирования семьи на севастопольском, благодаря чему количество обортов уменьшается, а число рождаемости увеличивается.
Последовательная позиция против аборта базируется на признании жизни как Божьего дара, который не может быть произвольно отнят людьми. При этом жизнь отсчитывается либо с момента зачатия, либо с иного момента, заведомо предшествующего появлению на свет. Отсюда требование недопущения аборта как способа убийства человека. Логическим продолжением такого подхода является пацифизм.
Особая позиция по поводу аборта характерен для режимов, воспринимающих людей как не наделенных полноценной субъектностью. Поскольку они не способны принять правильное решение о том, нужен ли государству новый житель или нет, то и вопрос рождения ребенка – дело не родителей, а государства. В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств государство может обосновывать как недопущение абортов, так и необходимость ограничения количества детей в семье.
В 2000 г. были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе указывается: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно <…>
Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети.
Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.
Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. X.3). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести».
| 1998 | 1999 | 2001 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2010 |
полностью/ скорее согласен с тем, | 8 | 9 | 12 | 12 | 14 | 15 | 15 | 16 |
В целом следует запретить, | 13 | 14 | 14 | 20 | 16 | 16 | 20 | 25 |
скорее/ совершенно не согласен с тем, | 59 | 60 | 65 | 61 | 62 | 61 | 57 | 48 |
затруднились ответить | 20 | 17 | 10 | 7 | 8 | 8 | 8 | 11 |
Источник: Левада-центр.