Бюджетные средства в сумме $20 млн, выделенные на проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности главной свалки Украины – Полигона № 5, бесследно пропали в карманах ответственных лиц. Об этом заявил глава Европейской экологической комиссии (ЕЭК) Ярослав Мисяць на прошедшей недавно пресс-конференции, посвященной проблемам печально знаменитого Полигона № 5, расположенного недалеко от Киева.
Именно из-за нецелевого расходования бюджетных средств до сих пор не решены основные проблемы столичной свалки – полигон перегружен, имеются прорывы защитных пленок, фильтрат переливается через дамбы, - подчеркнул глава ЕЭК. Все это приводит к насыщению опасными соединениями грунтов и подземных вод и, как следствие, загрязнению окружающей среды. «А ведь кроме обычного мусора на полигон были вывезены радиоактивный мусор, пыль и листья после чернобыльской катастрофы», – отметил г-н Мисяць.
Зона отчуждения Чернобыльской АЭС также не раз привлекала к себе внимание в связи с нецелевым использованием финансовых средств. К настоящему времени Генеральная прокуратура Украины возбудила уже 63 уголовных дела в связи с расхищением средств на ЧАЭС. По данным Генпрокуратуры, государству нанесен ущерб свыше $14 миллионов. Это, судя по всему, является главной причиной того, что даже по прошествии более 20 лет после катастрофы до сих пор не решены вопросы контроля, охраны, строительства заграждений, безопасной утилизации и дезактивации зараженных объектов, обеспечения радиационной безопасности работающих в зоне отчуждения людей.
Между тем, на территории ЧАЭС, по оценкам специалистов, находится более 1 млн. тонн металлолома. Из-за попустительства администрации зоны отчуждения радиоактивный лом практически беспрепятственно попадает в пункты приема металла и даже на крупные металлургические комбинаты Украины. Дальше этот «грязный» лом идет в переплавку и уже в виде труб, швеллеров, балок и различной арматуры поставляется заказчикам, в том числе и российским компаниям. Однако, предупреждают эксперты, даже в результате переплавки «фонящий» лом «очищается» лишь на 30%. Поэтому, по словам председателя комитета ГД по экологии Владимира Грачева, изготовленная из чернобыльского сырья металлопродукция может быть опасной в радиационном отношении.
Учитывая слабую (в среднем 65%) оснащенность пунктов пропуска приборами радиационного контроля, случаи пересечения российско-украинской границы радиоактивными грузами не редкость: по данным ФТС России, ежегодно фиксируется до 300 таких инцидентов. Причем область использования «фонящих» грузов достаточно широка: от строительства и деревопереработки до продовольственной сферы и сельского хозяйства. Не так давно, например, на Ростовской таможне была задержана партия радиоактивно загрязненных украинских труб, предназначавшихся для ремонта оросительных систем.
По мнению экспертов Всероссийского сельскохозяйственного союза (ВСХС), использование радиоактивных труб в системах водоснабжения и орошения представляет серьезную опасность. Человек, употребив зараженную воду или продукты питания, полученные из продовольственных культур, выращенных на «радиоактивных» полях, получает значительную дозу облучения. То же самое относится и к продуктам животного происхождения при условии использования кормовых культур, выращенных на таких полях. На фоне сообщений о том, что до 2010 года для ремонта и строительства оросительных систем в Россию будет поставлено свыше 1,3 млн. труб с Украины, вероятность попадания радиоактивно загрязненных труб в сельское хозяйство многократно возрастает, - предупреждают в Союзе.
Учитывая реальную опасность применения «грязных» труб в сельском хозяйстве, члены союза ВСХС направили письмо на имя председателя Аграрной партии России Владимира Плотникова, в котором просят депутата обратиться в Минсельхоз РФ и Россельхознадзор с инициативой об усилении контроля за использованием радиоактивных труб. В обращении, в частности, говорится, что «проблема реставрации и прокладки систем орошения в России стоит сегодня достаточно остро». Из-за недостаточного финансирования руководители на местах закупают дешевую, низкокачественную и, порой, небезопасную в радиационном отношении трубную продукцию, в том числе на реализацию оросительных мероприятий. Главный риск использования таких труб в сельском хозяйстве заключается в том, что «опосредованно в контакт с опасным металлом могут вступить тысячи людей в различных регионах страны», - подчеркивается в обращении.