Участники Круглого стола отмечают, что выбор инновационного развития России в качестве одного из главных приоритетов государственной политики является адекватным ответом на вызовы современной глобальной экономики.
В связи с этим участники констатируют, что предстоит дальнейшее серьезное укрепление механизмов взаимодействия между государством и инвестиционным сообществом в высокотехнологичных сферах экономики. В особенности эта работа должна затронуть процессы, происходящие на самых ранних стадиях развития компаний – так называемом посевном этапе (seed) и этапе запуска (start-up). Мировая практика показывает, что на указанных стадиях малым инновационным компаниям жизненно необходимы адекватные инвестиционные механизмы, обеспечивающие финансирование наиболее рискованных моментов их деятельности. Наиважнейшими из финансовых механизмов здесь являются посевные и венчурные фонды, а также частные инвесторы, вкладывающие средства в малые инновационные компании – бизнес-ангелы.
В 2007-2008 гг. произошёл кардинальный поворот в развитии венчурной индустрии в России. Было создано более 15 крупных венчурных фондов, в том числе основанных на принципах частно-государственного партнёрства. Сегодня эта работа требует своего продолжения. В то же время нарастает дефицит финансовых ресурсов на посевной (довенчурной) стадии. Понимая, что создание отрасли бизнес-ангельского инвестирования – процесс не быстрый и во многом связан с изменением психологии предпринимателей, повышением их квалификации, участники Круглого стола видят решение указанной проблемы в ускоренном создании фондов посевного инвестирования, которые действовали бы под управлением опытных менеджеров, находясь одновременно под жёстким контролем инвесторов.
Опыт показывает, что создание фондов посевного инвестирования, учитывая высокие риски вложений на ранних стадиях, оказывается наиболее эффективным, если в нём участвует государство в виде уполномоченных структур. Это снижает риски частного капитала и позволяет стимулировать его приток в эту сферу экономики, запуская механизм инновационного развития непосредственно на посевной стадии.
Исходя из изложенного, участники конференции решили:
Признать развитие венчурного, посевного и бизнес-ангельского инвестирования одной из важнейших задач становления национальной инновационной системы России на современном этапе.
Дать положительную оценку деятельности Российской венчурной компании (РВК) по формированию финансовой инфраструктуры поддержки инноваций в Российской Федерации. Выразить сожаление продолжающейся задержкой с запуском фонда «Росинфокоминвест».
Обратиться в Правительство Российской Федерации, а также в Министерство экономического развития РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, государственные корпорации РОСНАНО и «Ростехнологии», Совет по развитию информационного общества при Президенте РФ с просьбой:
– продолжить деятельность по формированию инфраструктуры венчурной индустрии, включая расширение сфер компетенции ОАО «Российская венчурная компания» и немедленный запуск фонда «Росинфокоминвест», и принять в связи с этим решения о создании системы фондов прямого, в том числе посевного, инвестирования;
– в целях выработки продуманных системных решений по вопросам создания фондов посевного финансирования привлечь к данному процессу профильные бизнес-объединения, российских и зарубежных специалистов;
– рассмотреть вопрос о разработке и реализации, с участием представителей российского, а также зарубежного бизнеса, мер государственного стимулирования частного капитала по переводу его инвестиционной активности в сектор бизнес-ангельского посевного финансирования;
– разработать и принять соответствующие постановления, регулирующие и упорядочивающие экспорт технологий, патентов, лицензий, иной интеллектуальной собственности в инновационных сферах экономики, включая создание специализированного государственного технологического брокера.
Просить Торгово-промышленную палату РФ, РВК, венчурное и бизнес-ангельское сообщество обратиться к отечественному бизнесу с предложением выступить в условиях мирового кризиса инвесторами – в качестве бизнес-ангелов или участников венчурных и посевных фондов – инновационных компаний ранних стадий развития, являющихся точками максимального будущего роста.
Обратиться к Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ с просьбой о дальнейшем совершенствовании отечественного законодательства в области регулирования деятельности венчурных фондов и акционерных обществ, максимально учитывающем мировую правоприменительную практику.
Просить руководство федеральных и региональных СМИ уделять особое внимание освещению вопросов становления и развития национальной инновационной системы, а также процессов венчурного инвестирования в технологическую модернизацию отечественной промышленности. Предложить Министерству экономического развития РФ разработать программу популяризации работы в создаваемых малых инновационных предприятиях.
Предложить Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству экономического развития РФ, ГК «Ростехнологии», Союзу машиностроителей России, Лиге содействия оборонным предприятиям, другим заинтересованным министерствам, ведомствам, учреждениям и организациям провести на базе Института современного развития совместно с представителями венчурного, посевного и бизнес-ангельского инвестирования Круглый стол по вопросам стимулирования инновационного развития отечественной промышленности.
Поручить депутату Госдумы РФ И.В. Пономарёву направить эту резолюцию Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, руководителям всех заинтересованных министерств и ведомств, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Федерации, а также в средства массовой информации.
Резолюция принята участниками Круглого стола
«Актуальные вопросы развития венчурного и посевного инвестирования современной России».
Москва, 12 марта 2009 г.