«Соглашение 123» является важным результатом проводимой администрацией Обамы политики "перезагрузки" с Россией, а также политики ядерного нераспространения, что позволяет значительно повысить уровень сотрудничества между двумя ведущими мировыми ядерными державами», - считает заместитель директора программы Россия-Евразия Фонда Карнеги Мэттью Роянски.
По мнению эксперта, соглашение символизирует заинтересованность обеих сторон в партнерстве, как в коммерческом, так и в области безопасности в контексте мирового атомного ренессанса. «Соединенные Штаты могут получить коммерческую выгоду от возможности покупки обогащенного уранового топлива для урановых реакторов от российских поставщиков в бОльших масштабах, чем сейчас. Кроме того, передовые российские технологии обогащения теперь могут быть использованы для строительства новых мощностей по обогащению в США, обеспечивая стабильный внутренний источник для реакторного топлива в будущем», - подчеркивает Роянски.
Эксперт Фонда Карнеги добавляет, что для России «Соглашение 123» позволяет сотрудничать и вести коммерческую торговлю ядерными материалами и технологиями не только с США, но и со многими странами Азии, Европы и Ближнего Востока, у которых есть реакторное топливо американского происхождения. «Вскоре для американских и российских компаний должна появиться возможность совместно участвовать в международных ядерных проектах в третьих странах, стремящихся увеличить свои атомные мощности. Это поможет улучшить контроль над топливным циклом и строгостью стандартов нераспространения, устанавливая положительный пример, в то время как все больше и больше стран стремятся к атомной энергетике», - уверен американский эксперт.
Напомним, 11 января в Москве заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков и Посол США в Москве Джон Байерли обменялись дипломатическими нотами о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу российско-американского межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (так называемого «соглашения 123»). Это важное двустороннее соглашение формирует необходимые правовые рамки для выстраивания полномасштабного и эффективного сотрудничества в гражданской ядерной энергетике. Создаются условия для проведения плодотворной работы по реализации взаимовыгодных совместных проектов и проведения перспективных научно-технологических исследований. Срок действия соглашения составляет 30 лет. Комментируя вступление в силу соглашения, глава комитета Сената США по международным отношениям Джон Керри отметил, что оно «позволит ученым и конструкторам мирового уровня из обеих стран работать в более тесном контакте для решения общих энергетических и экологических проблем». При этом Керри назвал экономическое сотрудничество между Россией и США «удручающе недоразвитым».