Помните узников, как бы
и вы с ними были в узах.
Апостол Павел /(Евр. 13.3)/
Амнистия, проведенная в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне, обманула надежды и ожидания сотен тысяч людей, не только заключенных, но и тех, кто ждал милости для своих родных и близких, оказавшихся в местах лишения свободы, и тех, кто знает о ситуации, сложившейся в нашей уголовно-исполнительной системе не понаслышке. В нарушение традиции, сложившейся за последние десятилетия, амнистия коснулась всего нескольких сотен осужденных и заключенных под стражу, из исправительных учреждений было освобождено всего 262 человека.
Такого ничтожного количества освобожденных по амнистии за последние 50 лет никогда не было (кроме случаев специальных амнистий, например в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике). В 1990-е годы амнистии проводились шесть раз, они чаще всего были связаны с юбилеем Победы и затрагивали широкий круг заключенных (не менее 6% от общего количества). В прошлый юбилей – 55 лет Победы в Великой Отечественной Войне, амнистия распространялась более чем на полмиллиона человек, 250 тысяч было освобождено из исправительных учреждений и следственных изоляторов. Причем, это никак не сказалось на состоянии преступности в стране. Известно, что амнистированные и помилованные совершают повторные преступления в 10-20 раз реже, чем освобожденные по концу срока. И это понятно, под амнистию, как правило, попадают люди, совершившие случайные, ситуативные правонарушения. Кроме того, человек, в отношении которого проявлено милосердие, испытывает не только чувство благодарности, но и повышенное чувство ответственности за свои дальнейшие поступки.
Авторы проекта постановления об амнистии из Государственной Думы утверждали, что она проводится исключительно для людей, которых непосредственно затронула война. Но участники Великой Отечественной Войны, ленинградские блокадники, участники трудового фронта, бывшие узники гитлеровских застенков, находятся не только в колониях и СИЗО, трудно найти в России семью, которая не была бы задета войной. Среди ветеранов войны (1 млн. 200 тыс.) немало людей, которые ждут возвращения из мест лишения свободы своих детей, внуков, правнуков... Почему бы и к ним не проявить милосердие? Не смягчить наказание тем, кого ждут наши соотечественники, непосредственно причастные к Победе?
В истории СССР и новой России не было ни одной общей амнистии (тем более «юбилейной»), под которую не подпадали бы такие традиционные группы, как женщины с младенцами (их сейчас не менее 700, считая тех, кто содержится в СИЗО), несовершеннолетние (23 тысячи), инвалиды, пенсионеры, участники боевых действий и т.п. Почему именно к такому юбилею их исключили из числа амнистируемых?
Проведенная амнистия является не только издевательской, она может привести к дальнейшему росту социальной напряженности в местах лишения свободы, поскольку ожидания и надежды на амнистию, хотя бы традиционную (как и в прошлые "юбилейные" годы), были очень велики. По прогнозу правозащитников, которые часто бывают в местах лишения свободы, вероятность роста социальной напряженности очень высока. Это, безусловно, вызвано и объективными причинами: многочисленными судебными ошибками, несправедливыми приговорами, тяжелыми (порой, бесчеловечными) условиями содержания, безработицей, нищенской зарплатой, из которой 75% уходит на оплату собственного содержания работающего осужденного, невозможностью помогать семье, встретиться с родными и близкими. Эти и другие причины приводят к социальной напряженности в местах лишения свободы, постоянным конфликтам между администрацией и заключенными.
По сведениям ФСИН Министерства юстиции РФ, в 2004 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) произошел значительный рост правонарушений осужденных, в несколько раз увеличилось количество массовых акций протеста и, соответственно, количество случаев ввода в учреждения отрядов спецназа.
Ожидание амнистии в честь 60-летия Победы и надежда значительной части осужденных на проявление милосердия к ним сдерживало обострение ситуации. Крушение этих надежд у сотен тысяч заключенных способно вызвать в колониях и СИЗО неконтролируемые и неуправляемые процессы, чреватые взрывом.
Общественный Совет при министре юстиции РФ подготовил проект Постановления, традиционный для «юбилейных» амнистий, и в начале апреля направил его в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы. Однако депутаты предпочли этот проект не заметить. От обсуждения проекта Постановления об амнистии были отстранены представители неправительственных организаций, независимые и государственные правозащитники - Уполномоченный по правам человека В.П. Лукин и председатель Президентского Совета Э.А. Памфилова. Государственная Дума в очередной раз продемонстрировала свое неуважение и презрение к гражданскому обществу.
Авторы постановления об амнистии утверждали, что традиционные амнистии теперь не нужны, поскольку произошло смягчение уголовного законодательства, и люди, оказавшиеся в конфликте с системой уголовного правосудия, получили больше возможностей для защиты своих прав. Однако судебная практика продолжает носить карательный характер, особенно в отношении самых бедствующих людей: не имеющих средств на адвокатов, несовершеннолетних и женщин.
«Оказывается, в России даже амнистия может быть жестокой», – написал о постановлении Государственной Думы журналист «Комсомольской Правды» Владимир Ворсобин. – Вопреки традиции в список не попали даже несовершеннолетние и ветераны других войн – афганской и чеченской».
Правозащитники, известные общественные и политические деятели выступают за проведе-ние в этом году еще одной, традиционной для России амнистии. Такая амнистия приведет к сни-жению социального напряжения в местах лишения свободы, станет восстановлением справедливости и традиций милосердного отношения к узнику.
Вопрос о возможности проведения дополнительной амнистии обсуждался 12 мая на встрече Президента Владимира Путина с Эллой Памфиловой, председателем Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Элла Памфилова, обратила внимание Президента на существование других категорий осужденных, проявление милосердия к которым будет встречено обществом с пониманием. В.В. Путин, согласившись с этим, обещал поручить министру юстиции Юрию Чайке проработать вопрос о дополнительной амнистии.
Руководство нашей страны должно знать, что наш народ не столь жестокосерден, как утверждают недобросовестные политики. Мы призываем вас, поддержать наши предложения, принять участие в общественной акции «АМНИСТИЯ. МИЛОСТЬ – УЗНИКАМ», направить открытку-обращение с поддержкой предложений правозащитников, призывом о проведении амнистии Президенту, гаранту прав человека и субъекту законодательной инициативы, другим высшим должностным лицам страны.
Открытку и дополнительную информацию вы можете получить в Центре содействия реформе уголовного правосудия, координаты которого приводятся ниже.
Члены Общественного совета при министре юстиции РФ по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы: В.В. Борщев (председатель совета, член МХГ), В.Ф. Абрамкин (член МХГ), Л.М. Алексеева (председатель МХГ), А.В. Бабушкин (председатель Комитета за гражданские права), О.В. Зыков (президент «Фонда НАН»), В.В. Сергеева (региональный директор «Медународной тюремной реформы»).
Адрес, по которому можно обратиться к Президенту - 103132, Москва, Старая площадь, 4.
Послать сообщение по электронной почте можно, зайдя на страницу сайта Президента
http://www.kremlin.ru/articles/send_letter_1.shtml.
Адрес для получения открыток и дополнительной информации: 101000 Москва Лучников пер, 4, к. 7, Центр содействия реформе уголовного правосудия. Тел. 206-86-84, 229-04-57, факс 206-79-81, e-mail: e-gordeeva@yandex.ru, n-dzjadko@yandex.ru. Информация об акции «Амнистия. Милость – узнику» будет размещаться на сайте Центра www.prison.org. Слушайте радиопередачу «Облака» («Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба») на волнах Радио России (по вторникам в 15.10).