Мы публикуем запись «Полит.ру»лекции президента Сбербанка в ГУ-ВШЭ, прочитанной 9 июня в связи с открытиемИнститута Сбербанка в ГУ-ВШЭ.
Высшая школа экономики - это не чужой для меня ВУЗ, я, ксожалению, здесь не учился, но если бы учился здесь, наверное, был бы раза вдва умнее. Могу вам сказать как работодатель, бренд Высшей школы экономикиочень высок. Уже само звание студента Высшей школы – большая ответственностьдля вас. Получая образование здесь, вы автоматически получаете больше шансов наудачное трудоустройство и карьеру, по сравнению с учащимися других вузов, но,чтоб соответствовать этому бренду, вам надо очень много чего делать. Когдаучишься в институте, кажется, что ты очень многое можешь успеть, можешь чтоугодно себе позволить, кажется, у тебя,в твои двадцать еще столько активной деятельности впереди, как минимум еще двараза по двадцать, а ты уже такой умный и впереди вся жизнь. Но на основаниисвоего опыта хочу сказать, что это ошибочная позиция, каждому возрастусоответствует джентльменский набор действий, который необходимо произвести. Иесли это не происходит своевременно, потом тебе приходится нагонять, прилагаяогромные усилия, и в 90% случаев уже никогда в вашей жизни не будет ни одногошанса повторить то, что вы не сделаете сейчас.
Я в своей жизни учился запоями. В 90-е голодные годы, когдапродукты были по талонам, купить что-то можно было только в Кронштадте, закрытомгороде, я очень много времени проводил там в публичной библиотеке, где былоочень интересно и где были сосиски. Я их ел с утра, на полдник, на обед, авечером ел болгарские голубцы в томатном соусе. Не знаю, что сильнеевспоминается, сосиски или прочтенные книги. Но совершенно точно могу сказатьвам, лишних знаний не бывает. Какую бы глупость ты не читал, потом так илииначе куски этих знаний всплывают в сознании при каких-то экстремальныхситуациях, а этих экстремальных ситуаций случается довольно много. Особенно внашей стране, особенно когда ты занимаешься управлением такой структурой какСбербанк.
Читайте, что попало, что нравится, куда тянет, туда и идите,не считайте, что это бездарно потраченное время. Потом самые глупые предметы исамые глупые преподаватели окажутся для вас очень важными. В жизни иногда можетпригодиться совсем не то, на что ты рассчитываешь. Сейчас вам предоставляетсявозможность сколотить самый главный капитал в своей жизни, все остальноеерунда. Только интеллект является тем капиталом, который у вас никто отобратьне сможет.
Я хотел бы очень коротко рассказать, о том, что мы делаем вСбербанке. Что такое Сбербанк, я рассказывать не буду, все мы с вами родилисьвместе со Сбербанком и закончим свою жизнь тоже со Сбербанком.
Все наши действия сейчас связаны с тем, чтобы сделать Сбербанкодной из лучших финансовых компаний в мире. Поверьте, что эта задача весьмаамбициозна, если честно, есть большой технологический разрыв между Россией инашими зарубежными конкурентами. В банковских технологиях этот разрыв простогромадный, и при разработке нашей стратегии мы, в первую очередь, измерилиразличные показатели нашей текущей конкурентоспособности, нашейпроизводительности. Наши показатели уступают конкурентам в 4-10 раз по разнымпозициям. Задача пятилетнего этапа - создание предпосылок для резкогосокращения этого технологического разрыва. Потому что банковский бизнес сегодня- это высокие технологии. Поэтому мы и выработали такой документ, которыйявляется всеобъемлющим, затрагивает все сферы банковской деятельности. Иглавное преобразование, которое нам предстоит - это преобразование людей. Мывыработали, и в этом являемся пионерами среди сервисных компаний, так называемуюпроизводственную систему Сбербанка. На сегодняшний день 47 наших филиаловработает по этой системе, еще 1800 офисов появятся до конца года.
Это целый мир. Главная составляющая в этой системе - это еесаморазвитие через каждодневное развитие, непрерывное улучшение. Технологиядолжна ежедневно подвергаться изменениям и улучшениям, на первом этапе онадолжна быть улучшена, стандартизирована и внедрена, а на втором этапе этот стандарт должен постоянноулучшаться. Носителем технологий является ноосфера, человеческие мозги. То естьневозможно улучшать технологию, не улучшая человека. Человек - ключеваясоставляющая реформы Сбербанка. Основы производственной системы Сбербанка- саморазвивающаяся,самосовершенствующаяся система, которая будет развиваться ровно столько,сколько будет существовать организация.
Что придает устойчивость этой организации? Это вопрос,который мучит огромное количество умов, и можно сказать только то, что успехкомпании зависит от успешных людей, в ней работающих, от успешности команды. Самаяуспешная организация в мире, которая просуществовала тысячи лет, это церковь. Воснове этой организации лежит ценностный набор, который разделяется всемичленами организации. Люди приходят туда просто потому, что они считаютценностный ряд, который исповедуется церковью, соответствующим тем принципам,которые есть внутри каждого человека. Это создает мощную скрепляющую основу. Каждыйраз, когда мы видим мощный рост какого-то государства, можно сказать, что этоосновано на определенном ценностном ряде, на системе ценностей, которые вербализируются,интерпретируются и исполняются, начиная с членов правительственных команд,элитных слоев общества и заканчивая обществом в целом. Обозначаются некие правилаигры, которые разделяются людьми, и начинается игра по этим правилам.
Критически важна еще одна вещь, о которой написано встратегии развития Сбербанка: «Успех компании должен быть основан напрофессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников». Мы долгодискутировали на тему того, надо ли это писать о счастье, и пришли к выводу,что без этого слова не обойтись. Цель каждого человека - быть счастливым. Есливы скажете, что финансовое благополучие может придать человеку состояниесчастья, то вы ошибетесь. Посмотрите на наших олигархов, кто из них счастливыйчеловек? Увы, к сожалению, чем больше денег, тем больше проблем. Приходитсятратить огромное количество денег, чтобы поддерживать тот уровень своегоблагосостояния, которое ты заработал, на это уходит много сил и это не приноситникакого удовлетворения, никакого драйва. Можно сидеть на самых высоких постах,занимать самые высокие ступени в государственной иерархии, крупнейшихкорпорациях, но это не добавит человеку счастья. Нужно очень точно для себяопределить тот набор различных показателей в жизни, которые дают вам этосостояние, все остальное не имеет никакого значения.
Если говорить о сервисных компаниях, то, как можно требоватьот людей высокого качества сервиса по отношению к клиентам, по отношению кколлегам, по отношению к акционерам и инвесторам, если человек неудовлетворен,несчастлив, не умеет управлять своими эмоциями. Размышляя об этом, можнопонять, какой набор принципов и ценностей, которые мы поддерживаем, нужно стремитьсяразвивать в своих сотрудниках. Сейчас здесь я занимаюсь созданием будущего нашейкомпании, развитием ее интеллектуального потенциала. Надеюсь, что какое-токоличество из вас будет сначала увлеченно работать над собой, а потом работатьв нашей команде.
Когда я в довольно раннем возрасте начал руководить людьми ибыл, как водится, сам себе и чтец, и жнец и на дуде игрец, я сам ставил задачуперед подчиненными, и, когда они ее, конечно же, не исполняли, делал все за нихсам. Я некоторое время пытался изобрестивелосипед и, наконец, понял, что просто не справляюсь со своей работой. Весьдень я был занят с клиентами, а потом всю ночь работал с документами вместосвоих подчиненных. Жизнь моя стала совсем безрадостной, ощущения гармонии исчастья не было. Размышления над тем, как усовершенствовать свою жизнь,упорядочить ее, привели к ощущению, что где-то я все это видел. Потом явспомнил, что мне все это рассказывали преподаватели, исходя из собственной практики.Первый этап работы достаточно банален, главное, понять практическую ценностьтеоретических знаний. Если б меня спросили, что нужно делать в ВУЗе, я быответил, что самое главное, что нужно сделать, - это понять, как устроенапрактика, чтобы значительно лучше знать, как интерпретировать свой наборзнаний. Это очень важная вещь.
Последнее, что хочу сказать – это то, какое качествочеловека, на мой взгляд, является самым главным. Мне кажется, самое главное вчеловеке - это характер. Все успехи человека зависят от его характера. От силыпринципов, от понимания им цели, которую человек хочет достичь, от силы воли,которая связывает направление его движения с необходимым набором принципов,которые позволяют ему достичь этой цели. Характер - это абсолютно описываемаявещь, набор привычек, которые мы несем по жизни. 21 повторение дает новуюпривычку, говорят индусы, и характер можно сформировать и можно изменить. Динамическийстереотип, открытый Павловым и принесший ему нобелевскую премию – и есть секретнашего успеха. Именно он и лежит в основе характера.
Люди с правильными характерами - это команда победителей,правильный характер даст профессионализм, поднимет интеллектуальную планку,разовьет свои сильные стороны. Такой громадной корпорации как Сбербанк нужныочень разные специалисты, очень разные люди с очень разными сильными качествами,места хватит всем. Научитесь формировать свои динамические стереотипы сообразносвоему интеллекту, а не своим инстинктам, кроме инстинкта самосохранения, и этобудет самым главным залогом вашего успеха. Успеха в вашей сегодняшней учебе и успешнойработы в нашей корпорации.