За последнее время проявилось сразу несколько признаков неизбежного кардинального изменения экономической политики страны. Сначала идею «левого поворота» озвучил в своей статье Ходорковский. Симптоматичен сам факт обращения опального олигарха к левым идеям – это означает, что системная оппозиция Путину, вне зависимости от окраски, будут использовать т.н. «левые» лозунги: а именно – приоритет социальных вопросов.
Затем уже президент выступил с известными социальными инициативами, породив волну разговоров о готовящемся «левом повороте» самой власти. Это означает, что общество ждет реального поворота в экономической политике. Пока его еще нет - несмотря на множество публикаций. Это лишь маленькие шажки в правильном направлении, да и то сделанные урывкой. Для того, чтобы действительно произошел «поворот», это должен быть настоящий «месседж» обществу, событие, ведущее к полному изменению целей и методов экономической политики. Более того, если власть не сделает этот поворот, то эта тема будет главной линией оппозиции в ближайшие 2-3 года.
«Левый поворот» - название неправильное. Правильнее это называть это третьим поворотом. «Левый» подразумевает наличие «правой» экономической политики в данный момент. Но это не верно. Речь идет не о выборе – «левый» или «правый», а о выборе между диким капитализмом и капитализмом развитых стран - стран «семерки».
Это чем-то напоминает ситуацию в СССР начала 70-х. Тогда тоже был выдвинут лозунг строительства «развитого социализма» - когда выяснилось, что просто социализм оказался с гнильцой. Сейчас похожая ситуация. Теперь уже надо строить развитой капитализм.
«Правая», либеральная фразеология в России используется для защиты капитализма нигерийского типа, где господствует бюрократия, процветает кумовство, коррупция, отсутствует конкуренция, социальная ответственность. Причем, что парадоксально – существует сильная бюрократия при слабом государстве (?). Поэтому усиление государственного регулирования, переход к социально ориентированной рыночной экономике, антимонопольная политика и мощная инвестиционная программа – это лишь по форме «левое» направление, а на самом деле этот новый курс является единственным способом перейти на новую фазу развития – постиндустриальную.
В Российской истории 20-ого века было два главных поворота - в 1917 и в 1991 году . В 1917 году Россия повернула в сторону коммунизма. В результате экономической политики коммунистической партии Россия ( точнее СССР ) не выдержала конкуренции с развитыми капиталистическими странами, и фактически зашла в тупик. Для того, чтобы осознать тупиковость этой линии, потребовалось 74 года. Затем была перестройка, крушение СССР, и, наконец, новый поворот - к капиталистическому обществу. Это был абсолютно правильный, хотя запоздалый выбор. Однако, и на новом капиталистическом пути все складывалось не гладко. Мы опять зашли куда-то не туда. Действительно, мы идем уже более правильной дорогой – элементы рыночного хозяйства появились, но точно ли выбрано направление в 1991 году? Является ли либеральный фундаментализм, олигархия, коррупция и африканизация России неизбежными результатами? Ведь очевидно, что капитализм бывает разный - тот, который характерен для развитых стран, и капитализм в развивающихся странах, причем, что интересно, в плохо развивающихся. Сегодня уже ясно, что дорога, которой мы идем с 1991 года, опять ведет в тупик. Можно, конечно, и дальше упорно следовать по этому пути, пока не произойдет новый кризис, крушение системы – подобно кризису 1991 года. Но вряд ли это целесообразно. Даже идеологи либерального фундаментализма (Чубайс ) говорят, что нужно два поколения, чтобы развитие пошло в правильном направлении. То есть они предлагают ждать 50 лет. 50 плюс 14 – в итоге 64 года. Это почти столько, сколько потребовалось для неудачного строительства коммунизма. Зачем второй раз наступать на грабли? Россия не выдержит 50 лет разорений крупнейших предприятий и вывоза капитала по 20 – 30 млрд. долларов в год, она просто перестанет существовать как геополитическая реальность. Единственный путь - совершить новый, третий поворот. Поворот от дикого и уродливого капитализма – к капитализму развитых капиталистических стран. От господства кучки олигархов - к настоящей конкуренции. От частного распределителя - к предпринимательству. От коррумпированной бюрократии к продуманному государственному регулированию и стратегическому планированию. Для этого должен быть провозглашен новый курс – курс на реальную интеграцию в сообщество развитых стран, членов большой восьмерки. На мой взгляд, в этом и состоит историческая миссия Владимира Путина - он призван осуществить этот поворот, вывести Россию уже на окончательно правильную дорогу и обеспечить российское экономическое чудо, прорыв, скачок в развитии. Ведь для того у России есть все основания: большая территория, сравнительно молодое и образованное население, природные ресурсы и скопившееся нефтяные деньги. Даже наше отставание в индустриальной фазе сейчас не страшно, так как мир переходит в постиндустриальную фазу, а там мы еще не отстали так безнадежно.
Третий поворот - новый курс, сопоставим с событиями 1917-ого и 1991- ого годов. Для этого нужна политическая воля, естественно, большое число экономистов и политиков будут категорически против. Это понятно, ведь если присмотреться, то в их составе - сплошь бывшие руководители правительства, министры и депутаты. Они до бесконечности будут доказывать, что все сделали правильно в 90-ых годах. По сути они защищают себя - ведь если можно было сделать все по-другому и обеспечить экономический рост и подъем жизненного уровня, то значит, именно эти министры и депутаты виноваты в том, что этого не произошло. Более того, в этой мутной воде возникли экономические механизмs – так называемые силы торможения, олигархические структуры, которые просто не заинтересованы в финансовом, политическом процветании России.
Однако, опираясь на поддержку населения, Президент обязан сделать этот судьбоносный выбор, обеспечить третий поворот, новый курс и скачок в развитии. Тогда Владимир Владимирович Путин войдет в историю.
Андрей Бунич
ПОДРОБНОСТИ НА САЙТЕ:
http://www.bunich.ru