Сложный, богатый событиями и тяжелый дляобщественности Армении 2008 год понемногу идет к своему финалу. И все же, судяпо динамике завершающегося года, ставить точку и подводить итоги рано. Впередиеще полтора, обещающих быть столь же напряженными месяца. Что же происходитсегодня?
Последний политический квартал текущего годаознаменовался двумя важными событиями: беспрецедентной активизацией процессаурегулирования карабахского конфликта и объявленным, в свете этой активизации, “тайм-аутом”оппозиции.
Надо отметить, что последнее событие было довольно неожиданным.Прозвучавшее на митинге 17 октября заявление лидера оппозиции ЛевонаТер-Петросяна о временном прекращении массовых акций протеста, на фонеусиливающейся волны митингов и манифестаций, было как гром среди ясного неба. Цельюозвученного решения было не мешать действующим властям принять в сложныхвнешнеполитических условиях правильные решения и противостоять надвигающимсявнешним угрозам государственности и национальным интересам Армении, и лишьнесколько дней спустя, после трезвого осмысления принятого решения, сталоясным, насколько оно было своевременным и верным. Стало ясно, что руководствоАрмянского Национального Конгресса в очередной раз продемонстрировало четкое пониманиеполитических реалий и высокую гражданскую ответственность.
Вместе с тем, совершенно очевидно, что, несмотряна отсутствие публичных массовых мероприятий, оппозиция продолжает диктоватьповестку внутри- и внешнеполитических дискуссий. Так, данная ЛевономТер-Петросяном четкая оценка подписанной в Москве трехсторонней декларациимежду Арменией, Азербайджаном и Россией по урегулированию Карабахскогоконфликта стала темой самых горячих обсуждений. Не осталась без последствий и жесткаякритика, прозвучавшая из уст лидера оппозиции в адрес действующего президентаСержа Саргсяна в связи с согласием последнего на предложение турецкой сторонысоздать совместную армяно-турецкую комиссию историков по изучению событий 1915года в Османской империи. После многомесячных невнятных оправданий выраженнойнедальновидной позиции, Саргсян, наконец, в недавнем интервью газете “Frankfurter Allgemeine Zeitung” решил отчетливо заявить,что “в создании армяно-турецкой группы историков по исследованию Геноцида армянв Османской империи нет никакой необходимости”. Он даже подчеркнул, что“Армения не считает, что этой инициативой Анкары можно будет чего-либодостичь”. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
К сожалению, приходится отмечать, что это покаединственный случай, когда свежеиспеченный президент прислушался к мнениюсвоего многоопытного предшественника. А проблем, на которые указываетТер-Петросян, больше чем достаточно, и одна из важнейших на сегодня – проблемаполитзаключенных. И дело не только в том, что в застенках находятся соратникипервого президента, здесь все гораздо серьезнее – на кону имидж всей страны. Наличиеполитзаключенных – нонсенс для Европы XXI века, мириться с этим она не намерена, и страна,которая в начале 90-х годов считалась островком демократии на Южном Кавказе, спустя20 лет встала перед реальной угрозой быть исключенной из Совета Европы.
Причина, по которой власть игнорирует эту угрозу, очевидна: с однойстороны, находящиеся на воле оппозиционеры для нее страшнее международныхсанкций, с другой – пытаются компенсировать эти внутренние и внешние угрозы засчет уступок в карабахском вопросе.
Карабахская тематика, собственно, и стала причиной тактического тайм-аутаоппозиции. Армянский национальный конгресс, видя, с какой скоростью сталиразворачиваться события в вопросе урегулирования карабахского конфликта, атакже направление, в котором они развиваются, поставил во главу угланациональные интересы и принял решение дать властям страны время для выработки правильнойстратегии.
Однако, как показали дальнейшие события, власти несмогли использовать предоставленную возможность. Московская декларация и выраженнаяСержем Саргсяном приверженность “Мадридским принципам” вызвала в Армении бурюнегодования. Лидер Армянского национального конгресса Левон Тер-Петросян четкоуказал на то, что Декларация подразумевает “безусловный вывод армянских войскиз приграничных Карабаху азербайджанских территорий”, а также окончательновыдавливает из переговорного процесса сам Нагорный Карабах. Поддержать критику ЛевонаТер-Петросяна вынуждена была и входящая в правящую коалицию партия Дашнакцутюн,которая в другом случае предпочла бы смолчать. Фактически, первый президентвынудил ее вспомнить о своей программе и заявить о недопустимости сдачиосвобожденных территорий. Естественной реакцией стало и возникновение гражданскойинициативы “Миацум” (“Воссоединение”), которая жестко заявила, что “с чувствомглубокого возмущения осуждает состоявшееся 2 ноября в Москве подписаниесовместной Декларации”, и считает это “опасной инициативой, угрожающейнациональной безопасности Армении”. Председатель правления единственной оппозиционнойпарламентской партии “Наследие” Анаит Бахшян в то же время заявила: “Мысогласны с образом действий Армянского Национального Конгресса – если внешние вызовыугрожают стране, то внутренние вопросы на некоторое время могут быть отложены,особенно, если это касается вопроса Нагорного Карабаха. Если же власти несмогут использовать тайм-аут, предоставленный оппозицией, и противостоятьвнешним вызовам, а также своими действиями представят серьезную опасностьнациональным и государственным интересам РА и НКР, то “Наследие” выйдет наулицы и потребует отставки президента”. Следомнарушил затянувшееся и уже становившееся странным молчание и сам НагорныйКарабах. Президент НКР заявил в интервью радиостанции “Свобода” о бесперспективностивсякого рода переговоров без участия Нагорного Карабаха, затем отправился в Кашатахскойрайон, и сообщил его жителям, что Карабах не намерен сдавать подконтрольные емутерритории.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотряна прекращение проведения массовых публичных акций протеста, влияние Армянскогонационального конгресса на политическую обстановку в стране по-прежнемуостается доминирующим. Каждое заявление его лидеров, каждое выступление отимени АНК становится в республике темой живейших обсуждений как воппозиционных, так и провластных СМИ. Что касается сегодняшней деятельностиКонгресса, то он не ограничивается одними лишь аналитическими разработками иформированием повесток общественно-политических дискуссий. В настоящее время ЛевонТер-Петросян проводит активные консультации с активами входящих в Конгресспартий, встречается с их региональными организациями, жителями столицы ирегионов с целью окончательной выработки тактики и стратегии АНК и ееструктуризации. По словам представителей Центра АНК, готовится такжеформирование теневого правительства.
На этом фоне в общественных и политических кругахприобрела широкий отклик аналитическая справка руководителя АрмянскогоНационального Клуба «Миабанутюн» г.Москвы Смбата Караханяна. Согласно чемуподписания московской декларации об урегулировании нагорно-карабахскогоконфликта еще раз доказала, что Россией усиливает свое влияние в Южнокавказскомрегионе. Прежде всего, роль России, как посредника в кавказских делахобъективно усиливается.
Очевидно, что этот факт не совсем нравится тем западным деятелям, у которыхсвои планы по этому вопросу. По мнению Караханяна дальнейшее развития ситуацииподтверждают эти суждения.
Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕМэтью Брайза, еще в Москве, выражая поддержку принятой декларации, заявил, что,несмотря на приглашение, сопредседатели на встречу президентов Азербайджана,Армении и России, им не позволили участвовать в самой встрече, что противоречитметодам работы Минской группы.
Караханян также подчеркнул, что много спекуляцийпо поводу российских инициатив по разрешению карабахской проблемы. Интересно,что подобные проявления происходят не без участия руководящих кругов Армении. Поутверждению Караханяна Россия не навязывает какие-то решения, оставляятехнологию решения этого конфликта самим противоборствующим сторонам. Другоедело, что североатлантические стратеги пытаются шантажировать Россию, в томчисле и используя руководство Армении.
Караханян обратил внимание на то, что армянскоеруководство в силу своей несостоятельности, в том числе и во внешнеполитическихделах стремится превратить переговорный процесс в имитационную игрунескончаемыми и безответственными обещаниями всем заинтересованным внешнимсилам в регионе. Руководители страны довольно примитивно пытаются завоевать длясебя немножко легитимности на международных аренах и по возможности отвлечьвнимание от того вопиющего безобразия, что творится в самой стране (наличиеоколо сотни политзаключенных, трагикомические судилище над людьми за ихполитические взгляды, уголовно-административные преследования предпринимателей,монополизация экономики, разгул криминала). С другой стороны, весь сарказмзаключается в том, что внешние игроки уже давно серезно не относятся очевиднымхитросплетениям и словестным излияниям армянских нелегитимных властей, норазумеется подстегивают эту игру настойчиво добиваясь желаемых преференции длясебя и в первую очередь в нагорно-карабахском вопросе. Ради этого Запад готовпоступиться идеями прав человека, становления демократических институтов игражданского общества и вообще закрыть глаза на различные средневековые ифеодальные проявления властей страны члена Совета Европы, подписавшего сЕвропейским Союзом Договор о Партнерстве и Сотрудничестве.
Можно было игнорировать эти действия, однако, помнению Караханяна данные судьбоносные для страны и народа игры внезапно в одинпрекрасный день могут закончиться полным крахом для армянского государства,приводя к сильным потрясениям весь регион.
Анализируя сложившуюся ситуацию, поНагорно-Карабахскому вопросу, Караханян подчеркивает, что вместо нечистоплотныхигр в личных целях, армянское руководство, если на самом деле заинтересованно впродвижении переговорного процесса, должено объяснить мировому сообществу, хотябы то, что как вооруженный конфликт, также и весь конфликт возник междуАзербайджаном и Нагорно-Карабахской Республикой (НКР).
Караханян отметил, что для целостности картины и результативностипереговорного процесса необходимо рассмотреть вопросы относительно территорийХанларского, Дашкесанского, Кедабекского, Шамхорского районов, выкроенных отНагорного Карабаха азербайджанским руководством в 1923 году и не находящихсяпод юрисдикцией нынешней НКР. Отдельным пунктом нужно решить и вопросоккупированного Арцвашенского (северного анклавного) района Армении. Караханяннапоминает, что азербайджанскими военными формированиями до сих пор остаютсяаннексированными Шаумянский, Геташенский районы, а так же северные поселенияМардакертского и Мартунийского районов НКР. НКР в нынешних ее границах, безучета отторгнутых от нее Азербайджаном районов, уже является большимкомпромиссом со стороны карабахцев, считает Караханян.
Караханян считает, что сегодня уже необходимовернуть НКР к переговорному процессу, восстанавливая ее статус, как сторонапереговоров. По крайней мере, странно вести переговорный процесс без участияосновного субъекта проблемы.
Караханян напомнил, что официальные представителиНКР ранее всегда принимали участие при подписании документов по урегулированиюнагорно-карабахского конфликта.
Он заметил, что во всех существующих до этогоподписанных официальных документах, а именно, подписанных в Бишкеке 5 мая1994г., 9, 10, и 11 мая в Баку, в Ереване и в Степанакерте (столица НКР),протоколах и соглашениях о прекращении огня присутствует подпись официальногопредставителя НКР и самое главное по решению Будапештского саммита ОБСЕ от 6декабря 1994 г.Нагорный Карабах был признан полноправной стороной конфликта.
То есть Нагорный Карабах изначально являетсяполноправным субъектом данного конфликта. Караханян предостерегает, что если вближайшее время армянская сторона со всей строгостью и последовательностью, непоставит вопрос об участии НКР в переговорном процессе, то, попросту говоря,подписанная Московская декларация, в конце концов, превратится в ничего незначащуюформальность. Он также напомнил, что в первую очередь именно руководствоАрмении несет полную правовую и моральную ответственность за юридическоеотстранение НКР от переговорного процесса. Караханян призвал руководство НКРположить конец аморфно-безликим действиям для внутреннего и внешнегопользования, а также страусийной позиции. Он также напомнил, что власти НКР впереговорном процессе сами передали свои полномочия и свой голос представителямАрмении, и никто им не мешает восстановить свои права.
Вместе с тем, Караханян считает, что подобныеподходы в карабахском вопросе на практике стали несовместимимы с нынешнимруководством Армении. Эти вопросы с наиболее эффективностью могут бытьреализованы лишь после того, когда Армения и НКР в целом смогут выйти изсегодняшней, искусственно созданной петли в результате той грязной игры,которую развязали правители Армении.
Караханян убежден, что в ближайшее время внешниесилы попытаются в Южнокавказском регионе выжать для себя максимальную выгоду вгеополитическом, военно-стратегическом и экономическом плане. В этом контекстенесмотря на малосодержательныевысказывания армянских властей о стратегической дружбе с Россией больше всегопоходящих на застольные тосты, руководство Армении на деле скорее следуетсевероатлантическому фарватеру. Не секрет, что заокеанские стратеги давно хотяти уже постепенно реализуют программу создания внешних военных площадок, пустьдаже для начала, под видом международных контингентов в конфликтных зонахЮжного Кавказа, особенно у границ Ирана. Караханян заметил, что сразу же послеМосквы последовало ряд встреч на западе, одним из основных лейтмотивом сталипросьбы армянских руководителей к европейским чиновникам о помощи взамен непризнанияАбхазии и Южной Осетии, поэтапного углубления интеграции с НАТО и политическогодрейфа в сторону запада.
По егомнению, особенно примечательной была встреча 6 ноября Сержа Саргсяна сгенеральным секретарем НАТО Яапом де Хоопом Схеффером в Брюсселе.
В ходе встречи Саргсян и Схеффер обсудили вопросы,касающиеся сотрудничества между Арменией и НАТО, переговорного процесса поурегулированию нагорно-карабахского конфликта, армяно-турецкого политическогодиалога, задач региональной безопасности и сотрудничества в сфере реализациимиротворческой миссии.
Генеральный секретарь НАТО высоко оценил прогрессв армяно-турецком диалоге и вопросе нагорно-карабахского урегулирования, выразивготовность поддержки данных процессов. Караханян считает, что ключевым задачейдля сторон являлся вопрос размещения многонационального военного контингента изстран, входящих в состав НАТО на стратегически важных пунктах и в первуюочередь поблизости от иранской границы.
Примечательно, что после этих встреч наметилисьпоездки министров иностранных дел и обороны Армении в страны сателлиты НАТО.
В частности глава оборонного ведомства АрменииСейран Оганян, на днях находясь в Грузии, с министром обороны Грузии ДавидомКезерашвили обсудил вопросы военного сотрудничества и взаимодействия, а такжевозложил венок на площади героев войнам, погибшим за целостность Грузии. Ранееминистр иностранных дел Армении Эдуард Налбандян, находясь в Швеции уже успелпоприветствовать и выразить свою поддержку Польско–шведской инициативе «Восточноепартнерство». Напомним, что в Евросоюзе предлагают создать еще один форум длявосточных соседей. В рамках этой инициативы сотрудничество с Россией намечаетсялишь в пределах местных инициатив и особо подчеркивается решения проблемКалининграда.
Отметим, что еще 30 октября накануне подписанияМосковской декларации, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, говоряо позиции Армении, поспешил успокоить западных и в первую очередь натовскихлидеров. Налбандян отметил, что миротворческий контингент «возможно, будетразмещен на территориях, прилегающих к Карабаху», он также заметил, что «былобы лучше, чтобы миротворческий контингент был многонациональным».
Караханян считает, что, используя зависящее ивесьма шаткое положение армянского руководства, натовское руководство не теряетсвой шанс по созданию заделов для дальнейшего создания своих опорных площадок ирезкой милитаризации региона.
Комментируя планы размещения международныхмиротворцев на освобожденных районах, Караханян заметил, что тем самым НКР иАрмения рискуют остаться без пояса безопасности, служащего гарантомстабильности, по крайней мере, до окончательного решения проблемы.
Кроме этого, по мнению Караханяна появлениемеждународных сил в районах, которые непосредственно прилегают к границамИрана, вызовет недвусмысленную реакцию иранской стороны. Суть, которойзаключается в том, что у ее границ может образоваться натовский плацдарм длявоенного удара. Не исключено, что после этого, в недалеком времени, в регионеначнутся уже более крупные и серьезные военные провокации и потрясения. Иранбудет вынужден усилить и активизировать свои оборонительные позиции, чтоприведет к аналогичным действиям практически со стороны всех стран региона.
Действия армянского руководства уже вызвалибольшую обеспокоенность не только в НКР и в Армении, но и в армянской диаспореРоссии. Очевидно, что в ближайшее время все заинтересованные силы, а так же простыеграждане, встревоженные бездарными и предательскими действиями армянскогоруководства, начнут стихийно объединять свои силы для противостояния угрозбезопасности национальной государственности уверен Караханян.
Вместе с тем, необходимо отметить, что судя по той скорости, с которой разворачиваютсясобытия в регионе, и по тому, насколько бездарно используют власти Армении выданныйим оппозицией шанс, можно с уверенностью сказать, что затишье, вызванноепрекращением митингов оппозиции, носит всего лишь временный характер. Уже вдекабре некоторые наблюдатели предвещают подписание невыгодного армянскойстороне рамочного соглашения по Нагорному Карабаху, в январе, на зимней сессииПАСЕ будет рассмотрен ход выполнения Арменией резолюций 1609 и 1620, гдецентральным вопросом остается так и несдвинувшийся с места вопросполитзаключенных, а до конца весны ожидается вывод армянских войск с контролируемыхКарабахом территорий Азербайджана. Такая ситуация не может способствоватьповышению доверия к власти Армении (легитимность которой подвергается сомнениям),а Армянский Национальный Конгресс, устами своего лидера уже заявил, что готоввозобновить акции протеста в любой момент…